Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30 января 2018 г. по делу N 33-678/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего судьи Блиновской Е.О,

судей коллегии Борисовой Е.Е. и Ахметзяновой Л.Р,

при секретаре Щербина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мехоношина Сергея Николаевича к ОАО "Сургутнефтегаз", третье лицо на стороне ответчика администрация МО Сургутский район, о признании незаконным отказа в технологическом присоединении к сетям электроснабжения, о возложении обязанности заключить договор технологического присоединения, произвести технологическое присоединение к сетям электроснабжения,

по апелляционной жалобе истца Мехоношина С.Н. на решение Сургутского городского суда от 20 октября 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Мехоношина Сергея Николаевича к ОАО "Сургутнефтегаз" о признании незаконным отказа в технологическом присоединении к сетям электроснабжения, о возложении обязанности заключить договор технологического присоединения, произвести технологическое присоединение к сетям электроснабжения отказать.

Заслушав доклад судьи Борисовой Е.Е, представителей ответчика Кулишкину А.В. и Суглобова Я.В, судебная коллегия

установила:

Мехоношин С.Н. обратился к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что 16 мая 2017 года между истцом и администрацией Сургутского района заключен договор аренды земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером (номер), общей площадью 26 069 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. Спорный земельный участок расположен в границах лицензионного участка недр, недропользователем которого является ОАО "Сургутнефтегаз".

28 июня 2017 года истец обратился в ОАО "Сургутнефтегаз" с заявкой на присоединение к одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150кВт включительно. 11 августа 2017 года ответчик отказал в застройке площадей залегания полезных ископаемых и в технологическом присоединении к электрическим сетям Общества энергопринимающего устройства ВРУ-0,4кВ для элекроснабжения крестьянского фермерского хозяйства в связи с тем, что ведение крестьянского фермерского хозяйства не будет отвечать требованиям СанПин и санитарно-эпидемиологическому законодательству. Действия ответчика нарушают права истца, как потребителя, поскольку фермерское хозяйство имеет 25 кур, 2-ух зайцев, 11 уток, при наступлении холодов истец понесет ущерб.

Просит признать незаконным отказ ответчика в технологическом присоединении к электрическим сетям общества энергопринимающего устройства ВРУ-0,4 кВ для электроснабжения крестьянского фермерского хозяйства, возложить на ответчика обязанность заключить договор технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, произвести технологическое присоединение к электрическим сетям общества энергопринимающего устройства ВРУ 0,4 кВ для электроснабжения крестьянского фермерского хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), кадастровый номер земельного участка (номер).

Судом принято вышеуказанное решение, которое истец Мехоношин С.Н. просит отменить, принять новое решение. По мнению суда, истец обращался с заявкой на подключение возведенных объектов электроэнергетики, на постройку которых не получал разрешения пользователя недр, а также соответствующего заключения федерального органа управления государственным фондом недр. Считает, что заявка на технологическое присоединение, не является заявкой на застройку земельного участка. Не основаны на законе доводы ответчика, что ведение фермерского хозяйства на земельном участке не будет отвечать требованиям СанПин. Данный вопрос урегулирован договором аренды земельного участка, согласно п.1.1 которого параметры строительства определяются в соответствии с заданием на проектирование согласно СП 19.13330.2011 "Генеральные планы селькохозяйственных предприятий". В градостроительном плане уже имеется место для размещения зданий, строений и сооружений, на котором фактически временно расположено движимое имущество - вагон и временный забор, произведены работы по разравниванию участка в части земельного участка. Возведение капитальных здания и сооружений не производились. Законом не определено, что необходимо в первую очередь сделать, заключить договор на технологическое присоединение или получить разрешение на застройку в государственных органах.

Суд не применил п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861, согласно которому сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. В соответствии с п. 4 Правил любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Логиновская Л.А. просила решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы необоснованны.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика просили решение суда оставить в силе.

Истец Мехоношин С.Н. и представитель третьего лица администрации Сургутского района в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст.167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с требованиями ст 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.

Судом первой инстанции установлено, что 16 мая 2017 года между истцом и администрацией Сургутского района заключен договор N11332 аренды земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером (номер), общей площадью 26 069 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.

Спорный земельный участок расположен в границах лицензионного участка недр, недропользователем которого является ОАО "Сургутнефтегаз".

Согласно вышеуказанному договору истцу земельный участок передан за плату во временное владение и использование. В силу п.4.1.5 договора арендатор имеет право осуществлять на арендуемом земельном участке строительство и реконструкцию здания, сооружения согласно соответствующему разрешению, выдаваемому в установленном законом порядке в случаях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 4.2.22 договора предусмотрено, что при использовании земельного участка арендатор обязан соблюдать законодательство Российской Федерации о недрах, состоящее из Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно ст.25 Закона "О недрах" застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, которое может быть выдано при получении согласия от пользователя недр на застройку площади принадлежащего ему горного отвода.

28 июня 2017 года истец обратился в ОАО "Сургутнефтегаз" с заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150кВт включительно.

11 августа 2017 года ответчик отказал в застройке площадей залегания полезных ископаемых и в технологическом присоединении к электрическим сетям Общества энергопринимающего устройства ВРУ-0,4кВ для элекроснабжения крестьянского фермерского хозяйства в связи с тем, что крестьянско-фермерское хозяйство расположено в границах горного отвода Западно-Сургутского месторождения в непосредственной близости от планируемого к строительству куста скважин и в санитарно-защитной зоне куста скважин N18. Согласно СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N74, в санитарно-защитной зоне в непосредственной близости с опасными производственными объектами Общества размещение земель для ведения крестьянско-фермерского хозяйства недопустимо.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от электроснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

По смыслу статьи 445 ГК РФ, понудить к заключению договора по суду можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого закона.

В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.

В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения ими настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Между тем, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

В силу статьи 22 вышеуказанного Закона "О недрах" пользователь недр имеет право: использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.

Согласно статье 25 Закона Российской Федерации "О недрах" проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

В силу п. 4.2.25 договора аренды проектирование и строительство объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Суд установили истец этого не отрицал, что такого разрешения он не получал.

Ответчик утверждает, что на расстоянии 290 метров от земельного участка истца располагается куст скважин N18, также в указанном районе запланировано строительство кустов скважин N237, N239, N240. На расстоянии 213 метров от участка проложен действующий нефтегазопровод общества.

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N116 кусты скважин и нефтегазопроводы являются опасными производственными объектами.

В соответствии с п.7.1.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона для таких объектов добычи нефти, как куст скважин, составляет 300 метров. В силу п.5.1 СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 ведение сельскохозяйственной деятельности в границах санитарно-защитной зоны не допускается.

Истец доводы ответчика о расположении его участка в защитной зоне не обжаловал, ссылался лишь на то, что застройку участка капитальными строениями не производил.

На основании заключения Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу от 02 октября 2017 года N3879 суд установил, что по данным Государственного баланса полезных ископаемых РФ под участком предстоящей застройки "Участок с кадастровым номером (номер) на Западно-Сургутском лицензионном участке" по состоянию на 28 сентября 2017 года имеются месторождения. В пределах трехкилометровой зоны от запрашиваемого участка расположены водозаборы.

Доводы жалобы о том, что в градостроительном плане уже имеется место для размещения зданий, строений и сооружений, на котором фактически временно расположено движимое имущество истца, доказательствам не подтверждены, градостроительный план не представлен в деле.

Кроме того, в договоре аренды земельного участка установлено, что параметры строительства определяются в соответствии с заданием на проектирование согласно СП 19.13330.2011 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий" и региональных нормативов градостроительного проектирования ХМАО - Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2014 года N534-п.

Пунктом 4.6 СП 19.13330.2011 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий" установлено, что размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений не допускается на площадях залегания полезных ископаемых без согласования с органами Федерального агентства по недропользованию. Размещение животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий запрещается в водоохранных зонах рек.

Таким образом, обязанность сетевой организации заключить договор и выполнить технологическое присоединение к сетям электроснабжения реализуется только в отношении законных обьектов строительства, поэтому суд правомерно отказал истцу в иске.

Судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, доводы жалобы не являются основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского городского суда от 20 октября 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мехоношина С.Н. без удовлетворения.

 

Председательствующий Блиновская Е.О.

 

Судьи коллегии Борисова Е.Е.

Ахметзянова Л.Р.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.