• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 января 2018 г. по делу N 7р-12/2018

 

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,

при секретаре Романове Р.Ю,

рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лесное-Предприятие-Рутка" на решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 28 ноября

2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесное-Предприятие-Рутка", ОГРН "... ", юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 63,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл - старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл от 28 сентября 2017 года "N" обществу с ограниченной ответственностью "Лесное-Предприятие-Рутка" (далее - ООО "ЛЕС-Р") назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики

Марий Эл от 28 ноября 2017 года, вынесенном по жалобе ООО "ЛЕС-Р", вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "ЛЕС-Р" - без удовлетворения. Исключено из постановления указание на нарушение ООО "ЛЕС-Р" требований подпункта "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - ППБ).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, и в дополнении к ней ООО "ЛЕС-Р" просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд. По мнению подателя жалобы, суд не проверил представленные ООО "ЛЕС-Р" доказательства невиновности общества в совершении административного правонарушения, в том числе акт осмотра лесосеки от 6 июня 2017 года, в котором указано, что нарушения ППБ не выявлены, технологическую карту разработки лесосеки, акт ООО "ЛЕС-Р" от 18 июля 2017 года. Плановый рейдовый осмотр лесной делянки производился государственным лесным инспектором Республики Марий Эл без взаимодействия с ООО "ЛЕС-Р". При составлении административного материала не произведено видеофиксации нарушений, сертифицированные средства измерения не применялись, в связи с чем указание на нарушение подпункта "б" пункта 17 ППБ исключено. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного законом срока. В материалах дела не имеется мотивированного представления с информацией о выявленных нарушениях, внеплановая проверка в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не проводилась.

Заслушав объяснения директора ООО "ЛЕС-Р" Тюрина В.Ю, поддержавшего жалобу, представителя Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Киселевой О.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы административного производства "N", материалы дела по жалобе ООО "ЛЕС-Р"

"N", выслушав показания свидетеля П.А.В, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьями 52, 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Пожарная безопасность в лесах включает в себя, в том числе выполнение мер пожарной безопасности, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 ППБ предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при

пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения

органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 20 ППБ места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание

порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной

полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

Подпунктом "б" пункта 17 указанных ППБ установлено, что при

проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

В соответствии с приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 14 апреля 2017 года N105 началом пожароопасного сезона в лесах, расположенных на территории Республики Марий Эл объявлено 24 апреля 2017 года, к моменту выявления административного правонарушения пожароопасный сезон не окончен.

12 сентября 2017 года министром лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл утверждено плановое (рейдовое) задание N 219 на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков на территории Руткинского лесного участка Ардинского участкового лесничества Руткинского лесничества в квартале N 29 выделе 21.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, совершение которого вменено ООО "ЛЕС-Р" согласно постановлению от 28 сентября 2017 года "N", заключается в том, что в квартале 29 выделе 21 производилась заготовка древесины в соответствии с лесной декларацией N Л 30216/001-008, зарегистрированной 25 июля 2016 года, поданной арендатором лесного участка ООО "Лес - Р", вид рубки - рубка спелых и перестойных лесных насаждений, форма рубки - сплошная, площадь лесосеки 10,4 га.

При проведении работ по заготовке древесины на лесосеке в квартале 29 выделе 21 Руткинского лесного участка Ардинского участкового лесничества Руткинского лесничества к пожароопасному сезону в лесах 2017 года допущены следующие нарушения законодательства:

1) на эстакаде оставлена не вывезенная древесина, около 15 куб.м, не отделенная противопожарной минерализованной полосой не менее

1,4 м, что является нарушением пункта 20 ППБ;

2) на лесосеке обнаружены 4 кучи шириной 4 м, 3 кучи шириной 5м. порубочных остатков, что является нарушением подпункта "б" пункта 17 ППБ.

В соответствии с договором аренды лесного участка N 1 от 21 апреля 2006 года арендатором указанного выше лесного участка является

ООО "ЛЕС-Р", которое обязано использовать его по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором аренды.

Решением судьи Горномарийского районного суда Республики

Марий Эл от 28 ноября 2017 года из постановления должностного лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл исключено указание на нарушение ООО "ЛЕС-Р" требований подпункта "б" пункта 17 ППБ, в связи с тем, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют указание на использованные при замерах специальные технические средства, прошедшие поверку, тогда как согласно обжалуемому постановлению установлено, что на лесосеке обнаружены 4 кучи шириной 4 м, 3 кучи шириной 5 м. Каким средством измерения определялось данное расстояние, сведения о поверке данного средства измерения в материалах проверки не отражены.

При этом в части назначенного наказания постановление оставлено без изменения.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и вина ООО "Лес-P" в

совершении данного административного правонарушения подтверждены

совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении "N" от 18 сентября 2017 года, заверенными надлежащим образом копиями договора аренды лесного участка N 1 от 21 апреля 2006 года (с копией договора аренды лесного участка N 30 от 19 декабря 2008 года), лесной декларации N Л 30216/001-008, зарегистрированной 25 июля 2016 года, задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков N 219 от

12 сентября 2017 года, актом планового (рейдового) осмотра от 13 сентября 2017 года с фототаблицей на 9 листах, показаниями допрошенного в качестве свидетеля при рассмотрении настоящей жалобы старшего государственного инспектора отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики

Марий Эл П.А.В, проводившего плановый (рейдовый) осмотр и составившего протокол об административном правонарушении, выпиской из ЕГРЮЛ, другими материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают и оценка которым должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, и судьей, рассмотревшим первоначальную жалобу, дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы, содержащиеся в жалобе ООО "Лес-P", были проверены судьей суда первой инстанции при рассмотрении первоначальной жалобы и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Как правильно установлено судьей суда первой инстанции, по смыслу пункта 6 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 8.3, статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведенные на основании приказа министра лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл рейдовые мероприятия не являются внеплановой проверкой в отношении ООО "Лес-P". При проведении таких мероприятия не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Факт нарушения ППБ в лесах выявлен путем непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (инспектором П.А.В.), что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является самостоятельным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Таким образом, проведения внеплановой проверки в соответствие с Федеральным законом от

26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и составления протокола об административном правонарушении только по результатам внеплановой проверки в данном случае не требовалось.

Акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 13 сентября 2017 года отвечает требованиям ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих правила проведения данных мероприятий, требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Свидетель П.А.В. пояснил, что на лесном участке имелись как древесина, так и порубочные остатки, не отделенные противопожарной минерализованной полосой, указав на фото NN 4, 6, 7, 8, 9 фототаблицы, изготовленные с применением GPS-навигатора Garmin GPSMAP 62 с привязкой к координатам.

При изложенных выше обстоятельствах доводы ООО "Лес-P" на отсутствие указания на нарушение ППБ в акте осмотра лесосеки от 6 июня 2017 года подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела об административном правонарушении.

Нарушение установленного КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не может являться основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, поскольку этот срок не является пресекательным (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года

N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении

КоАП РФ").

Постановление о привлечении ООО "Лес-P" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32

КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, не является чрезмерно суровым.

При указанных выше обстоятельствах полагаю, что обжалованное решение является законным и обоснованным, жалоба ООО "Лес-P" удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Горномарийского районного суда Республики

Марий Эл от 28 ноября 2017 года, которым постановление заместителя начальника отдела мониторинга и контроля лесного фонда Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл - старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл от

28 сентября 2017 года "N" оставлено без изменения, жалоба ООО "ЛЕС-Р" - без удовлетворения; исключено из постановления указание на нарушение ООО "ЛЕС-Р" требований подпункта "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, оставить без изменения, жалобу ООО "Лес-P" - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

 

Судья В.В. Братухин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.