Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2018 г. по делу N 33aа-253/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Фомина М.В,

судей Болотовой Л.А, Брянского В.Ю,

при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации города-курорта Железноводска СК на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 29 августа 2017 года

по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Железноводска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Железноводска СК об обязании внесения в ЕГРН сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Дерда Н.М, представителя административного ответчика администрации города-курорта Железноводска по доверенности Осинцевой Е.Л.

установила:

Прокурор города Железноводска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать администрацию города-курорта Железноводска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и муниципального образования города-курорта Железноводска.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки было выявлено, что в нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года "О государственной регистрации недвижимости" административный ответчик не принял своевременных мер к внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и муниципального образования, содержащихся к принятых им документах территориального планирования (генеральный план муниципального образования, утвержденный решением Думы города-курорта Железноводска N 326-IV от 24.10.2013 года).

В связи с чем, прокурор просил обязать администрацию города-курорта Железноводска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Обжалуемым решением Железноводского городского суда от 29.08.2017 года требования прокурора города Железноводска удовлетворены.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель административного ответчика администрации города-курорта Железноводска указывает, что в силу требований пункта 3 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 года N 1532, направление в орган государственного кадастрового учета документов, необходимых для внесения сведений о границах города-курорта Железноводска, входит в компетенцию высшего исполнительного органа государственной власти Ставропольского края.

Кроме того, в соответствие с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 г. N507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" поскольку подготовка и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки г.Железноводска проведены до дня вступления в силу названного выше закона, сведения о границах города и о границах территориальных зон должны быть внесены в ЕГРН до 01 июня 2020 года.

Просит отменить судебное постановление по делу в указанной части в связи с неверным применением судом норм материального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 05 декабря 2017 года, настоящее административное дело снято с апелляционного рассмотрения, и возвращено в суд первой инстанции для совершения действий, предусмотренных статьей 184 КАС РФ.

Определением Железноводского городского суда Ставропольского края от 09 января 2018 года внесены исправления в решение Железноводского городского суда от 29 августа 2017 года по иску прокурора города Железноводска действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Железноводска об обязании внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования города-курорта Железноводска.

Решение Железноводского городского суда от 29 августа 2017 года изложено в следующей редакции: суд обязал администрацию города-курорта Железноводска в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией города-курорта Железноводска требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон и муниципального образования.

Проверкой установлено, что администрацией города-курорта Железноводска не приняты меры по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки и границ муниципального образования города-курорта Железноводска. Администрация города-курорта Железноводска до настоящего времени не обеспечила подготовку и направление в орган регистрации документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона N 218-ФЗ и Правил, для внесения сведений о границах территориальных зон и муниципального образования в Единый государственный реестр недвижимости.

В своих возражениях и в апелляционной жалобе администрация города-курорта Железноводска ссылается на Постановление губернатора Ставропольского края от 7 ноября 2016 года N 576, согласно которому направление сведений о границах города-курорта Железноводска входит в компетенцию органов государственной власти Ставропольского края.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально- экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.

В силу положений ч.1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ, в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия: индивидуальные обозначения таких зон и территорий: описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий и др.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 218-ФЗ, в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении: описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании ч. 5 ст. 15 Закона N 218-ФЗ, в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории.

Положениями статей 32.34 Градостроительного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны устанавливаются в результате градостроительного зонирования и в них могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Ранее действующий Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ст. 15 также устанавливал обязанность органов местного самоуправления направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ муниципального образования об утверждении правил землепользования и застройки.

29 апреля 2004 года Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края N 35-КЗ "Об установлении границ муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края" Правила предоставления документов, направляемых или представляемых на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года N 1532.

Согласно п. п. 3, 6, 31 Правил для постановки на кадастровый учет границ территориальных зон и границ муниципальных образований орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон; документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в актах уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований. Кроме того, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Выводы суда о том, что на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований возложена обязанность принятия мер для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований и границах их территориальных зон посредством подготовки и направления в орган регистрации прав необходимых документов, соответствуют требованиям ст. 32 Закона N 218- ФЗ и Правил.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении обязанности по направлению в орган регистрации прав документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах муниципального образования на ответчика, судебная коллегия отклоняет.

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.

Исходя из содержания п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).

Судебная коллегия приходит к выводу, что из положений законодательства, к вопросам местного значения, решаемыми органами местного самоуправления муниципального образования отнесены вопросы организации разработки и утверждения данного вида документации, следует, что обязанность по составлению карты-плана территории и ее предоставления для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости обоснованно возложена судом на администрацию города-курорта Железноводска.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости исполнения указанной обязанности Правительством Ставрополького края, ошибочны.

Пунктом 3 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", возложена обязанность на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направления в орган регистрации прав документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, что не свидетельствует об освобождении муниципального образования от возложенной Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" обязанности по предоставлению необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета - карты (плана) объекта землеустройства территории для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кроме того, в силу положений пункта 1 части1 статьи 84 "Земельного кодекса Российской Федерации"

установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В схемах, в том числе 1.1 и 1.2 Генерального плана муниципального образования города-курорта Железноводск, утвержденного решением Думы города-курорта Железноводска от 24.10.2013 N 326-IV, указаны положения границ муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Между тем, судом не были учтены требования части 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с которыми органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

С учетом приведенной нормы закона, оспариваемое решение суда в части установления сроков исполнения решения суда подлежит изменению.

Выводы суда первой инстанции в остальной части об удовлетворении требований, обоснованы и соответствует нормам материального права.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого решения, поскольку сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.

Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 29 августа 2017 года - изменить в части установления срока для исполнения решения суда.

Обязать администрацию города-курорта Железноводска обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и границе муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края в установленный законом срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части это же решение оставить без изменения. Апелляционную жалобу и дополнение к ней удовлетворить частично.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.