• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Алтайского краевого суда от 01 марта 2018 г. по делу N 3а-316/2018

 

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего Вегель А.А,

при секретаре Сунцовой А.В,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

"данные изъяты" обратилась в Алтайский краевой суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты" и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога.

Дело рассмотрено по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с привлечением к участию в качестве административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Алтайскому краю), в качестве заинтересованных лиц - Администрации "адрес", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю).

Правительством Алтайского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель заинтересованного лица Администрации "адрес" "данные изъяты" не возражала против удовлетворения заявленных требований, представленный отчет об оценке земельного участка не оспаривала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что "данные изъяты" является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - под промышленные предприятия, объект снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГ. что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и кадастровой выпиской о земельном участке.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации "данные изъяты" является плательщиком земельного налога, и силу абз. 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, у "данные изъяты" сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, учитывая, что она обратилась в суд с указанным административным иском ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, названный выше земельный участок вошел в Перечень земельных участков, который утвержден постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты". Датой определения кадастровой стоимости в данном случае является ДД.ММ.ГГ (л.д. 5, 54-55).

Для подтверждения рыночной стоимости земельного участка с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчет об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, выполненный оценщиком "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" (л.д. 9-34).

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Из данного отчета следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка деловой недвижимости "адрес" под производственную застройку, с использованием данных сайта www. avito.ru, журнала "Недвижимость Алтай".

Вопреки доводам заинтересованного лица, при определении рыночной стоимости земельного участка, оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.

Для сравнения выбраны 3 объекта - аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка - производственная застройка, расположены на окраине города, на удалении от крупных автодорог, сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, в результате сопоставления оцениваемого земельного участка с объектами - аналогами применены соответствующие корректировки по площади, на торг, дату предложения. Оценщиком составлена таблица определения рыночной стоимости.

Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.

В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.

Исследовав названные доказательства, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достоверными, полученными в предусмотренном законом порядке, соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке - "данные изъяты".

Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Председательствующий А.А. Вегель

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.