Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. по делу N 33-4463/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Науширбановой З.А,

судей Куловой Г.Р. и

Хакимова А.Р,

при секретаре Даминовой Р.И.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жаркова А.Е. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, о признании права собственности на земельный участок и объект недвижимого имущества - жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, по апелляционной жалобе Жаркова А.Е. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А, судебная коллегия,

установила:

Жаркова А.Е. обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, о признании права собственности на земельный участок и объект недвижимого имущества - жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес.

Исковые требования мотивированы тем, что Жаркова А.Е. в период времени с 2000 года по 2015 год по адресу: адрес, возведен индивидуальный жилой дом, Лит. А, А1, а2, площадью всех частей здания 96,8 кв.м, в том числе: общей площадью жилого помещения 86,2 кв.м, жилой площадью 58,4 кв.м и надворные постройки, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на дата. Согласно заключению ООО "Белит КПД" от дата техническое состояние жилого дома по указанному выше адресу классифицируется как работоспособное, не нарушает требования градостроительных, строительных норм и правил, требований архитектуры, правил пожарной безопасности, санитарно-технических норм и правил, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с выводами ООО "Центр пожарного аудита" условие пожарной безопасности людей в здании по адресу: адрес, обеспечивается, пожарный риск не превышает допустимого (10 в минус шестой степени в год). дата Жаркова А.Е. обратился в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на вод объекта в эксплуатацию. Письмом N... от дата истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что не было представлено разрешения на его строительство и другие документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного просил признать незаконным отказ в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес; признать право собственности на земельный участок и объект недвижимого имущества - жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес.

Определением суда от дата в качестве соответчика по делу привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.

Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:

исковые требования Жаркова А.Е. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, о признании права собственности на земельный участок и объект недвижимого имущества - жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, удовлетворить частично.

Признать за Жаркова А.Е. право собственности на индивидуальный жилой дом, Лит. А, А1, а2, площадью всех частей здания 96,8 кв.м, в том числе: общей площадью жилого помещения 86,2 кв.м, жилой площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес.

В удовлетворении исковых требований Жаркова А.Е. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, о признании права собственности на земельный участок и надворные постройки, расположенные по адресу: адрес, отказать.

В удовлетворении исковых требований Жаркова А.Е, предъявленных к адрес ГО адрес РБ, отказать.

В апелляционной жалобе Жаркова А.Е. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Жаркова А.Е. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, о признании права собственности на земельный участок и надворные постройки, расположенные по адресу: адрес. В обосновании жалобы указывает, что спорный земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Башкортостан. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцам земельного участка и о доказанности нахождения данного земельного участка в границах второго пояса зон санитарной охраны, определенных в соответствии с требованиями СанПиН 2. дата-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводного питьевого назначения".

Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав объяснения представителя Жаркова А.Е. - Жаркова А.Е, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовое положение самовольной постройки определено в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, (ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что постановлением главы администрации адрес Республики Башкортостан N... от дата в связи с отсутствием в бюджете города средств на финансирование строящихся поселков-спутников с целью привлечения внебюджетных средств на инженерное и социальное обустройство поселков спутников, постановлено разрешить дирекциям строящихся поселков-спутников заключать договора с физическими и юридическими лицами на долевое участие в финансировании строительства инженерных коммуникаций в счет предоставления им земельных участков для строительства жилых домов. Для этих целей на поселок-спутник "Шакша-Северная" выделено 483 земельных участка.

Как усматривается из Устава некоммерческого партнерства "Дирекция индивидуального строительства "Шакша-Северная", зарегистрированного на основании Постановления адрес Республики Башкортостан N... от дата, реорганизованного из общественной организации "Дирекция индивидуального строительства "Шакша -Северная" адрес", зарегистрированной постановлением главы администрации адрес N... от дата, данное некоммерческое партнерство "Дирекция индивидуальных застройщиков "Шакша- адрес" (в дальнейшем "Дирекция") является самостоятельной некоммерческой организацией, созданной в результате реорганизации в форме преобразования общественной организации "Союз индивидуальных застройщиков" микрорайона "Шакша-Северная" адрес, зарегистрированной постановлением главы администрации адрес N... от дата. Согласно п. 2.1. Устава "Дирекция" - основанная на членстве некоммерческая организация, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее прибыль между Участниками (Учредителями), учрежденная гражданами, получившими от администрации адрес разрешение на право использования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в микрорайоне "Шакша-Северная", для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей и задач, предусмотренных Уставом. В соответствии с п. 2.2. Устава основными целями "Дирекции" являются решение социальных (хозяйственно-жилищных), культурных, управленческих вопросов, удовлетворение иных нематериальных потребностей граждан, защита и представление их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи членам общества на период застройки, благоустройства и существования микрорайона "Шакша-Северная", с привлечением средств учредителей общества и органов власти адрес, и Республики Башкортостан.

Согласно письму главы администрации адрес от дата, адресованному главе администрации адрес, администрация адрес ходатайствует о закреплении земельного участка по адрес, в микрорайоне индивидуальной застройки "Шакша-Северная" за Жаркова А.Е, являющимся членом Союза индивидуальных застройщиков в указанном микрорайоне, под индивидуальный жилой дом и надворные постройки.

Как усматривается из обязательства Жаркова А.Е, являющегося членом Союза индивидуальных застройщиков микрорайона "Шакша-Северная", застройщиком земельного участка N... по второй улице, он обязался вносить денежные средства для финансирования работ по проектированию и сооружению инженерных сетей коллективного пользования, а также по благоустройству осваиваемой территории жилмассива.

В соответствии с квитанциями к приходным кассовым ордерам, Жаркова А.Е. в счет исполнения обязательств в Союз индивидуальных застройщиков" микрорайона "Шакша-Северная" оплачены членские взносы и другие платежи за участок N...

Как видно из Акта об отводе границ участка Горкомзема от дата, границы земельного участка площадью 0,1433 га, предоставленного Жаркова А.Е. для строительства жилого дома по адресу: адрес, описаны и закреплены на местности металлическими штырями. Перенесение в натуру границ земельного участка произведено в соответствии с чертежами Генплана.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка по адресу: адрес, с кадастровым номером... земельный участок площадью... кв.м. имеет разрешенное использование: под жилую индивидуальную застройку.

дата Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации адрес РБ вновь построенному Жаркова А.Е. в жилом микрорайоне Шашка-Северная в адрес жилому дому присвоен почтовый адрес: адрес, о чем была выдана соответствующая справка N...

Как усматривается из письма МИФНС России N... по РБ от дата, за Жаркова А.Е. числится земельный участок по адресу: адрес, кадастровый N.., дата возникновения собственности дата по настоящее время, и жилой дом по этому же адресу. Налоги на земельный участок и жилой дом с 2004 года оплачиваются Жаркова А.Е.

Как видно из ответа Главархитектуры Администрации ГО адрес Республики Башкортостан от дата, жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, находятся на земельном участке с кадастровым номером... Вышеуказанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО адрес Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО адрес РБ от дата N... (в редакции от дата N.., от дата N... ), расположен в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей площадью земельного участка от... кв.м до... кв.м.

В период предоставления истцу земельного участка действовали нормы Земельного кодекса... дата N.., в редакции от дата

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

В соответствии со ст. 73 Земельного кодекса РСФСР все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Генеральные планы (проекты планировки и застройки) городов, поселков, сельских населенных пунктов определяют основные направления использования земель для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.

В ст. 75 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно - бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно - бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РСФСР земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, используются для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.

Из содержания приведенных норм закона, действовавших на момент предоставления истцу земельного участка, следует, что земельные участки для строительства жилых домов могли быть предоставлены для строительства индивидуального жилищного строительства - гражданам на основании генерального плана населенного пункта.

Кроме того, в ст. 81 Земельного кодекса РСФСР был провозглашен принцип использования земельного участка по его прямому назначению.

Постановлением главы администрации адрес Республики Башкортостан N... от дата право предоставления земельных участков для строительства жилых домов в поселке "Шакша-Северная" было делегировано Дирекции индивидуальных застройщиков "Шакша-Северная" адрес, созданной в результате реорганизации в форме преобразования общественной организации "Союз индивидуальных застройщиков" микрорайона "Шакша-Северная" адрес. Следовательно, истцу уполномоченным лицом, был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.

Разрешая заявленные требования в части признания за Жаркова А.Е. право собственности на индивидуальный жилой дом, Лит. А, А1, а2, площадью всех частей здания 96,8 кв.м, в том числе: общей площадью жилого помещения 86,2 кв.м, жилой площадью 58,4 кв.м, расположенный по адресу: адрес, суд первой инстанции, принимая во внимание, что земельный участок, на котором расположено самовольное строение, предоставлен для строительства индивидуального жилого дома, учитывая, что истцом представлены объективные, допустимые и достаточные доказательства того обстоятельства, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни, и здоровью граждан, а ответчиком не представлено допустимых, объективных и достаточных доказательств обратного, единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на его строительство, существенные нарушения градостроительных, строительных и других норм и правил при самовольной постройке здания допущены не были, истец принял меры к ее легализации, обоснованно пришел к выводу, что исковые требования, предъявленные к Администрации ГО адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно построенный жилой дом обоснованы и подлежат удовлетворению.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем проверке в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежит.

Судом установлено, что Жаркова А.Е. в период времени дата по адресу: адрес, возведен индивидуальный жилой дом, Лит. А, А1, а2, площадью всех частей здания 96,8 кв.м, в том числе: общей площадью жилого помещения 86,2 кв.м, жилой площадью 58,4 кв.м и надворные постройки, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на дата.

Согласно заключению ООО "Белит КПД" от дата техническое состояние жилого дома по адресу: РБ, адрес, классифицируется как работоспособное, не нарушает требования градостроительных, строительных норм и правил, требований архитектуры, правил пожарной безопасности, санитарно-технических норм и правил, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с выводами ООО "Центр пожарного аудита" условие пожарной безопасности людей в здании по адресу: РБ, адрес, обеспечивается, пожарный риск не превышает допустимого (10 в минус шестой степени в год).

дата Жаркова А.Е. обратился в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на вод объекта в эксплуатацию.

Письмом N... от дата истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что не было представлено разрешения на его строительство и другие документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Истец обращается в суд, в том числе, оспаривая данный отказ.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: адрес, суд верно исходил их положений частей 1, 3, 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регламентирован статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы ряд документов, в том числе и разрешение на строительство.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку при разрешении спора суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, регулирующий возникшие спорные правоотношения. Выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Суд первой инстанции, разрешая требования в части иска об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка и признании права собственности на земельный участок обоснованно отказал в их удовлетворении ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 30 июня 1972 г, в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.

В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" предусмотрено, что в каждом населённом пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных республик и для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 тысяч человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).

Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.

Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.

Судебной коллегией установлено, что в 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения адрес и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от дата N.., институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения адрес. Вышеуказанный проект утверждён распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата за N... - р, опубликованным дата в официальном интернет - портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.

22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801- р от 24 июля 1995 г. Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Новый проект зон санитарной охраны водных объектов адрес Республики Башкортостан не разработан.

Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.

Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьёй 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).

При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02".

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.

Согласно ответу МУП "Уфаводоканал" на запрос суда, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:040403:455 в соответствии с проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801-р от 24.07.1995 года, находится на территории второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы. Данное распоряжение вступило в действие после его принятия, опубликовано 27.07.2017 года, не отменено, не признано недействительным, не противоречит положениям СанПиН 2.1.4.1110-02, Водного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия признает указанное письменное доказательство допустимым, содержащим сведения из оригинала документа, оцениваемое в совокупности с иными доказательствами по делу.

Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении спорных земельных участков за пределами второго пояса источника водоснабжения адрес, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес" подтверждено их местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельного участка вследствие особого режима использования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Жаркова А.Е. исковых требований о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании действующего закона.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Жаркова А.Е. - без удовлетворения.

 

Председательствующий З.А. Науширбанова

 

Судьи Г.Р. Кулова

А.Р. Хакимов

Справка: судья Бикчурина О.В.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.