Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. по делу N 33а-4145/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Голубевой И.В,

судей Александровой Н.А. и Минеевой В.В,

при секретаре Рахимовой Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N25 по Республике Башкортостан к Лысюк ФИО8 о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам

по апелляционной жалобе Лысюк Н.Т. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года.

Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС N 25 по РБ Турсунбаева А.С, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 25 по Республике Башкортостан (далее - МРИ ФНС N 25 по РБ) обратилась с вышеуказанным административным иском к Лысюк Н.Т. Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником транспортных средств: ГА3322132, государственный регистрационный знак N... ; БМВ 745 I, государственный регистрационный знак N... ; ВАЗ 21093, государственный регистрационный знак N... ; Москвич 412, государственный регистрационный знак N.., на которые согласно налоговым уведомлениям начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 55 797 руб. Также Лысюк Н.Т. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес. Налоговой инспекцией направлены налоговые уведомления о сумме и сроках уплаты земельного налога за 2015 года в сумме 884 руб.

В связи с неисполнением обязанностей по уплате сумм налогов в установленные сроки МРИ ФНС России N25 по РБ Лысюк Н.Т. направлены требования об уплате налогов, пени, которые им не исполнены, в указанные в требованиях сроки суммы задолженности по налогам в бюджет не поступили, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика в доход государства транспортный налог - 55 797 руб, пени по транспортному налогу - 353,38 руб, земельный налог - 884 руб, пени по земельному налогу - 19,74 руб.

Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года исковые требования МРИФНС России N 25 по РБ удовлетворены в полном объеме, с Лысюк Н.Т. взысканы: транспортный налог - 55 797 руб, пени по транспортному налогу - 353,38 руб, земельный налог - 884 руб, пени по земельному налогу - 19,74 руб, всего 57054, 12 руб, в доход федерального бюджета взыскана государственную пошлину в сумме 1911.62 руб.

В апелляционной жалобе Лысюк Н.Т. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Лысюк Н.Т, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание судебной коллегии не явился.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (статья 48).

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Судом установлено, что Лысюк Н.Т. в 2015 году являлся собственником транспортных средств: ГА3322132, государственный регистрационный знак N... ; БМВ 745 I, государственный регистрационный знак N... ; ВАЗ 21093, государственный регистрационный знак N... ; Москвич 412, государственный регистрационный знак N.., а также земельного участка, расположенного по адресу: РБ, адрес.

В адрес Лысюк Н.Т. заказанным письмом направлено налоговое уведомление N... о начислении земельного налога за 2015 г. в сумме 884 руб. и транспортного налога за 2015 год в сумме 55 797 руб. с указанием срока уплаты не позднее дата

Поскольку в установленный срок административный ответчик обязанность по уплате транспортного и земельного налога не исполнил, МИФНС России N 25 по Республике Башкортостан Лысюк Н.Т. направлено требование N... от дата со сроком добровольной уплаты до дата по земельному налогу на сумму 884 руб, требование об уплате транспортного налога, пени N... от дата со сроком добровольной уплаты до дата по транспортному налогу на сумму 55 797 руб, пени по налогам на сумму 353,38 руб.

Данное требование Лысюк Н.Т. оставлено без исполнения.

При таких обстоятельствах, установив неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате транспортного и земельного налога за 2015 год, суд пришел к правильному выводу о взыскании с Лысюк Н.Т. недоимки и пени в заявленном налоговым органом размере.

Расчет налогов и пени соответствует требованиям ст. ст. 357, 363, 388, 397, 75 НК РФ и признается судебной коллегией обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы Лысюк Н.Т. о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд являются несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Требование N... от дата об уплате земельного и имущественного налога и пени, устанавливало срок оплаты задолженности до дата.

Требование N... от дата об уплате транспортного налога и пени устанавливало срок оплаты задолженности до дата.

Межрайонная ИФНС России N25 по РБ в предусмотренный законом шестимесячный срок обратилась к мировому судье судебного участка N4 по Ишимбайскому району и г. Ишимбай с заявлением о выдаче судебного приказа.

17.07.2017 года мировым судьей судебного участка N4 по Ишимбайскому району и г. Ишимбай вынесен судебный приказ о взыскании с Лысюк Н.Т. задолженности по налогам и сборам за 2015 год в общей сумме 62 544,70 руб.

Определением мирового судьи судебного участка N 4 по Ишимбайскому району и г. Ишимбай от 11.08.2017 года судебный приказ от 17.07.2017 года N 2а-785/2017 отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.

дата, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, Межрайонная ИФНС России N 25 по РБ обратилась в суд с настоящим административным иском.

Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом неверно был определен срок уплаты транспортного и земельного налога - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, основан на ошибочном толковании заявителем норм материального права.

Действительно, в силу абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016 года) транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в указанную норму внесены изменения, в соответствии с которыми транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Указанная редакция абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ действует с 01.01.2016 года, соответственно, формируя налоговое уведомление 16.09.2016 года, налоговый орган правомерно руководствовался нормами НК РФ в действующей редакции.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лысюк Н.Т. - без удовлетворения.

 

Председательствующий И.В. Голубева

 

Судьи Н.А. Александрова

В.В. Минеева

Справка: судья Шагизиганова Х.Н.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.