Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Курмашевой Р.Э,
судей Гаянова А.Р, Хасаншина Р.Р,
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Спириной Т.Л. на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Спириной Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту незаконным, возложении обязанности включить в педагогических стаж периоды, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по возрасту в связи с осуществлением педагогической деятельности, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Спириной Т.Л, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Спирина Т.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан (далее - Управление) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, признании права на назначение и получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование иска указано, что 22.06.2017 истец подала в Управление документы для назначения досрочной страховой пенсии. Решением N 607915/17 от 05 июля 2017 года ответчик в назначении пенсии отказал, указав, что ее педагогический стаж составляет 21 год 9 месяцев 3 дня, а период ее работы с 01 сентября 1995 года по 31 марта 2000 года в качестве педагога-организатора Болгарской вспомогательной школы-интернат не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочную льготную пенсию в связи с тем, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
Истец считала решение Управления об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности неправомерным, с учетом уточнения требований просила признать решение Управления незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды ее работы с 01 сентября 1995 года по 15 июня 1997 года, со 02 августа 1999 года по 31 марта 2000 года в должности педагога -организатора Болгарской вспомогательной школы - интерната.
Представитель Управления Шмелева А.В. требования истца не признала.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Болгарская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" о дне судебного заседания надлежащим образом извещен, в суд не явился.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Спирина Т.Л. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что работа в спорный период в должности педагога-организатора в ГБОУ "Болгарская школа интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности. Ее трудовая деятельность была аналогична должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Представители ответчика и третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела видно, что 22.06.2017 Спирина Т.Л. обратилась в Управление в заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика N 607915/17 от 13 ноября 2017 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в который не зачтены периоды работы в должности педагога-организатора Болгарской вспомогательной школы-интерната с 01 сентября 1995 года по 15 июня 1997 года, с 03 августа 1999 года по 31 марта 2000 года.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, должность педагог-организатор отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Данный вывод суда мотивирован, соответствует нормам закона и собранным по делу доказательствам, оснований считать его необоснованным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Таким образом, к периодам работы истца с 01 сентября 1995 года по 15 июня 1997 года, со 02 августа 1999 года по 31 марта 2000 года могут быть применены Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 (до 31 декабря 2001 года), и Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Однако ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни ранее действовавшими аналогичными Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "педагог - организатор".
При этом должность "педагог - организатор" является самостоятельной должностью, включенной в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367.
Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемых спорных периодов работы истца в должности "педагог-организатор" у суда не имелось.
В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, могут быть включены только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определяется постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Соответственно, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, выходит за пределы полномочий суда.
В связи с изложенным, утверждение Спириной Т.Л. о фактическом выполнении в спорный период работы организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку право на досрочную пенсию возникает при выполнении не любой педагогической работы, а лишь той, которая предусмотрена в списках. Должность "педагог-организатор" не предусмотрена списками.
Доказательств тому, что работодателем неправильно поименована указанная должность, истцом не представлено.
В связи с изложенным утверждения Спириной Т.Л. о фактическом выполнении в спорный период обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Спириной Т.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.