Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Э. Курмашевой,
судей Р.Р. Хасаншина, Н.Н. Моисеевой,
при секретаре Р.Р. Бикчантаеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 октября 2017 года, которым постановлено:
иск Евстафьева Олега Петровича к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о заключении договора аренды земельного участка удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" и муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в пределах своей компетенции, в соответствии с условиями статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, подготовить и заключить с Евстафьевым Олегом Петровичем договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером... общей площадью 1 128,3 кв.м по адресу - "адрес" подземный гаражный комплекс.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Р.З. Тахавутдиновой в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
О.П. Евстафьев обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Администрация района) о заключении договора аренды земельного участка.
В обоснование исковых требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит гараж общей площадью 18,3 кв.м, расположенный в подземном гаражном комплексе на земельном участке с кадастровым номером... общей площадью 1 128,3 кв.м, право собственности зарегистрировано.
4 апреля 2017 года истец обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... общей площадью 1 128,3 кв.м в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, до настоящего времени договор с ним не заключен.
Истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика в виде уклонения от заключения договора аренды земельного участка, обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав истца путем осуществления действий по подготовке и направлению проекта договора аренды в соответствии с требованиями закона.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве третьего лица привлечен гаражный кооператив "Зорге-Паркинг", в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - КЗИО).
В судебном заседании представитель истца уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать ответчиков заключить в установленном законом порядке договор аренды земельного участка.
Представитель ответчика Администрации района, представляющий также интересы третьего лица ИК МО г. Казани, иск не признал, указав в обоснование возражений, что порядок заключения подобных договоров аренды земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрен.
Представитель соответчика КЗИО в суд не явился, представил письменный отзыв, согласно которому в соответствии с действующими нормативными актами подготовка проектов подобных договоров возложена на Администрацию района.
Суд первой инстанции постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Р.З. Тахавутдинова, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование поставленного вопроса указывается, что границы испрашиваемого истцом земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. При таких данных земельный участок не отвечает требованиям статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не является объектом гражданских прав, в том числе не может быть предметом договора аренды. В силу п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции исполнительных органов государственной власти, в том числе по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку не может подменять указанные органы по вопросам, отнесенным законом к их компетенции.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Р.З. Тахавутдиновой в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда по данному гражданскому делу.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 6, 10 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
Как видно из материалов дела, на основании Государственного Акта на право собственности на землю Постановлением N 219 от 2 февраля 1998 года Главы Администрации г. Казани обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Дорис" предоставлено 0,104 га земли для завершения строительства подземных гаражей в микрорайоне 7 жилого комплекса "Горки-2".
Постановлением от 8 мая 2000 года Главы Администрации г. Казани утвержден Акт государственной приемочной комиссии по подземным гаражам (22 бокса) по "адрес" в микрорайоне "адрес" построенный обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Дорис-99".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 4 июля 2000 года обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Дорис-99" зарегистрировано право собственности на подземный гаражный комплекса (22 бокса), общая площадь 1 этажа 159,5 кв.м, общая площадь подземного этажа 1 022 кв.м по "адрес" построенный обществом с ограниченной ответственностью.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права от 19 апреля 2012 года за истцом на праве собственности зарегистрирован гараж общей площадью 18,3 кв.м, расположенный в подземном гаражном комплексе, бокс.., по "адрес", в качестве основания для регистрации права указан договор купли-продажи от 22 марта 2012 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 года признано право общей долевой собственности за собственниками гаражных боксов подземного гаражного комплекса на объекты подземного гаражного комплекса - помещение N 24 площадью 441,7 кв.м, "коридор", крышу гаражного комплекса площадью 1181,5 кв.м, состоящую из перекрытий железобетонных и крыши из мягкой кровли, въездные ворота, электроосветительное оборудование.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 8 июля 2015 года признано отсутствующим право собственности ООО "Фирма "Дорис-99" на подземный гаражный комплекс по "адрес" "адрес".
4 апреля 2017 года О.П. Евстафьев обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, выделенного для строительства подземного гаражного комплекса, в котором располагается принадлежащий истцу на праве собственности гараж. До настоящего времени ответ на его обращение не поступил.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что под строительство гаражного комплекса органом исполнительной власти в установленном законом порядке выделен земельный участок, в пределах площади которого выстроен гаражный комплекс. Вместе с тем у истца как собственника гаража, расположенного в пределах территории этого земельного участка, в силу закона возникло право на приобретение земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора в силу части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению суда первой инстанции, избранный истцом способ защиты нарушенного права не противоречит закону и согласуется с положениями части 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право любого из заинтересованных правообладателей обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и правовых оснований для отмены решения не усматривает.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о несформированности земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Так, согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером... является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 1 сентября 1999 года с декларированной площадью 1 128,3 кв.м. Разрешенное использование земельного участка: подземные гаражи. Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, то обстоятельство, что площадь земельного участка не уточнена, не препятствует его предоставлению в аренду.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации также является необоснованной, поскольку случаи, в которых требуется уточнение границ земельного участка, предусмотрены частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с названной нормой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Между тем данных о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером... не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков материалы дела не содержат и суду апелляционной инстанции не представлено.
Довод в апелляционной жалобе об отсутствии полномочий суда на разрешение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции исполнительных органов государственной власти, в том числе по принятию решений о предоставлении земельных участков не может повлечь отмену обжалуемого решения.
Исходя из положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, разрешение судом спора по существу заявленных требований.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
На основании статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.