Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2018 г. по делу N 33-3636/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,

судей Кнышевой Т.В, Курочкиной О.А,

при секретаре Гаар Ю.Е,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В.

дело по апелляционному представлению Прокурора Северного административного округа г.Москвы, в лице и.о. прокурора округа Калуцкой К.А. на определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года, которым постановлено:

Отказать Прокурору САО г. Москвы в принятии заявления предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации, размещенной на интернет-ресурсе www. *. com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор САО г. Москвы обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации, размещенной на интернет-ресурсе www. *. com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что на указанном интернет ресурсе размещено предложение принять участие в азартных играх: рулетка, игровые автоматы, карточные игры и др, данная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" запрещена на территории Российской Федерации.

Определением судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 04 июля 2017г. Прокурору САО г. Москвы отказано в принятии данного заявления.

С указанным определением не согласился Прокурор Северного административного округа г.Москвы, в лице и.о. прокурора округа Калуцкой К.А. подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене определения.

Представитель Прокурора САО г.Москвы - Боков Р.К. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы представления, приходит к выводу о том, что определение судьи первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Отказывая в принятии заявления, суд исходил из того, что п ринятие решения о наличии факта распространения информации запрещенной законом, в данном случае относится к исключительной компетенции ФНС РФ и в указанный орган подлежат направлению материалы проверки, проведенной прокурором для принятия соответствующего решения.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, оснований для признания их неправильными не усматривает.

Так, согласно ч 1 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В силу положений ч. 5 вышеназванной нормы, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную - информацию, являются решения уполномоченных Правительством Федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией, в порядке установленном Правительством РФ, а так же вступившие в законную силу решения суда.

Правила создания вышеназванной автоматизированной системы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 21.03.2017) "О единой автоматизированной информационной системе".

Указанным нормативным актом, четко разграничены полномочия органов исполнительной власти, которым надлежит осуществлять надзор в сфере выявления интернет-ресурсов содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а так же принятие решений в отношении распространяемой информации.

На основании п.п. "а", п. 5 Правил, на Федеральную налоговую службу возложены обязанности в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи, решение которой является основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов.

Аналогичные положения содержатся в "Правилах принятия уполномоченными Правительством РФ Федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2012 г, распространение которой в Российской Федерации запрещено", согласно которым Федеральная налоговая служба принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, нарушающей требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (п. 3(1) Правил).

Кроме того, указанными Правилами регламентированы действия конкретных органов исполнительной власти, при выявлении конкретного рода информации.

Таким образом, Правительством Российской Федерации, четко определены полномочия органов исполнительной власти и сфера их ответственности в информационном пространстве по выявлению информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Более того, следуя буквальному толкованию ч. 5 ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законодателем определены категории распространенной информации решения в отношении которой принимаются исключительно Федеральными органами исполнительной власти, в том числе информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи (пп. "д", п. 1, ч. 5). Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

С учетом указанных положений закона и установленных обстоятельств, судья первой инстанции правомерно делает вывод о том, что в судебном порядке подлежат рассмотрению заявления относительно иных категорий запрещенной информации, а значит поданное Прокурором САО г. Москвы заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая изложенное, судья обоснованно отказал прокурору в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены обжалуемого определения по доводам представления судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 333, ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.