Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 февраля 2018 г. по делу N 33-4630/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

в составе: председательствующего судьи Горновой М.В.

и судей: Целищева А.А, Быковской Л.И.

при секретаре: Ч.А.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И.

дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы на решение Пресненского районного суда города Москвы от 04 сентября 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2016г. N 33454 о предоставлении Расуловой Р.Р. жилого помещения по договору купли-продажи по рыночной стоимости в части применения стоимости свободной комнаты N 2 в размере *** рублей незаконным.

Возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность устранить допущенное нарушение путем применения стоимости свободной комнаты N *** площадью жилого помещения 22,1 кв.м, общей площадью 22,1 кв. м, жилой площадью 14,6 кв.м, находящейся в трехкомнатной коммунальной квартире площадью жилого помещения 74,6 кв.м, общей площадью 74,6 кв.м, жилой площадью 49,2 кв.м, расположенной по адресу ***, установленной в соответствии с экспертным заключением АНО "Центр независимых экспертиз "ЮРИДЭКС" в размере *** руб.

Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу Расуловой Р.Р. расходы на проведение судебной экспертизы в размере *** руб.

УСТАНОВИЛА:

Расулова P. P. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы и уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просила признать незаконным распоряжение ДГИ г. Москвы в части применения стоимости свободной комнаты N 2 в размере *** руб, и обязать Департамент устранить допущенное нарушение и взыскать с ответчика судебные издержки в размере *** руб.

В обосновании исковых требований указала на то, что по ее заявлению в соответствии с ч. 3 ст. 59 ЖК РФ, ст. 37, 38 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" распоряжением ДГИ г. Москвы от 15 ноября 2016г. N 33454 ей была предоставлена комната N *** общей площадью жилого помещения 22,1 кв.м, жилой площадью 14,6 кв.м, находящаяся в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 74,6 кв.м, жилой площадью 49,2 кв.м, расположенной по адресу: *** по договору купли-продажи по рыночной стоимости, которая была определена ответчиком на основании отчета от 13 мая 2016г. N 109/16, выполненного ООО "Лаир", и составила *** руб, которая должна быть оплачена в течение трех месяцев с даты издания распоряжения. С указанной оценкой она не согласна, полагая ее завышенной.

В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд постановилуказанное выше решение об удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым представитель ДГИ г. Москвы подал апелляционную жалобу и просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Расулова Р.Р. надлежащим образом извещенная о дате рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явилась, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167, 327 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя ДГИ г. Москвы - Стениловского А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.

Статья 59 ЖК РФ предусматривает, что освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли- продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" о свободившиеся комнаты из жилищного фонда города Москвы в коммунальных квартирах предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города при условии, что обеспечение площадью жилого помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются в пользование или приобретаются в собственность, не будет превышать размеры площади жилого помещения, установленные статьей 20 настоящего Закона. В случае превышения указанных размеров освободившиеся комнаты приобретаются в собственность гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи, при условии доплаты по рыночной стоимости за площадь, превышающую размеры площади жилого помещения, установленные статьей 20 настоящего Закона.

Статья 38 вышеназванного Закона г. Москвы предусматривает, что освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование, в том числе по договорам социального найма, или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по договору социального найма или предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет.

Жители города Москвы, проживающие в коммунальной квартире, имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление субсидии для приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого помещения в этой квартире, рассчитываемой в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом размера площади занимаемого жилого помещения.

При принятии решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире учитываются в совокупности: дата постановки на жилищный учет; срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях; жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых жители города Москвы и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с принадлежащими им жилыми помещениями.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.

Судом установлено, что ДГИ г. Москвы 15.11.2016 г. было издано распоряжение, которым предусматривалось: на основании личного заявления Расуловой Р.Р. в соответствии с ч. 3 ст. 59 ЖК РФ и ст. 37, 38 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предоставить Расуловой Р.Р. комнату N 2 общей площадью 22,1 кв. м, жилой площадью 14,6 кв.м, находящуюся в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 74,6 кв.м, жилой площадью 49,2 кв.м, расположенной по адресу: *** по договору купли-продажи по рыночной стоимости (п.1); применить стоимость свободной комнаты N 2 в размере *** руб, согласно отчету от 13.05.2016 г. N 109/16 выполненному ООО "Лаир" (п. 1); стоимость свободной комнаты должна быть оплачена Расуловой Р.Р. в течение трех месяцев с даты издания распоряжения (п.3); отнести комнату N 3 по адресу: *** к жилищному фонду коммерческого использования города Москвы (п.4).

Согласно заключению ООО "БК-ЭКСПЕРТ" от 12 декабря 2016 г. N 605/2016 "Об оценке рыночной стоимости жилого помещения (комнаты)", рыночная стоимость оцениваемого объекта по состоянию на 12 декабря 2016г. составляет *** руб.

По ходатайству представителя истца судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, согласно заключению которой от 12 июля 2017 г. рыночная стоимость комнаты N 2 площадью жилого помещения 22,1 кв.м, общей площадью 22,1 кв. м, жилой площадью 14,6 кв.м, находящейся в трехкомнатной коммунальной квартире площадью жилого помещения 74,6 кв.м, общей площадью 74,6 кв.м, жилой площадью 49,2 кв.м, расположенной по адресу: *** на дату проведения оценки составила *** руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. 59 ЖК РФ, Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Принимая решение об удовлетворении требований Расуловой Р.Р, суд первой инстанции согласился с заключением эксперта об определении рыночной стоимости выкупаемой комнаты.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения и основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента г. Москвы о том, что в действующем законодательстве отсутствует оговорка о возможности изменения цены, установленной при продаже жилого помещения, что подразумевает свободу договора, а предложение Департамента о выкупе спорных жилых помещений не нарушает права истца, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 2 ЖК РФ о рганы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно ч. 1 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

В соответствии с положениями ст. 38 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при отсутствии в коммунальной квартире вышепоименованных граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.

Согласно ст. 555 ГК РФ цена недвижимого имущества является существенным условием договора купли-продажи недвижимости.

Постановлением Правительства Москвы от 14.08.2007 года N 703-ПП "Об утверждении методики расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ" утверждена методика расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящиеся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ, согласно которой выкупная стоимость жилого помещения, находящегося в собственности города Москвы, предоставляемого на основании правового акта органа исполнительной власти города Москвы и определяется по формуле.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств, применения Департаментом городского имущества города Москвы при определении стоимости выкупаемой истцом комнаты, вышеуказанной методики расчета выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ, ответчиком не представлено. Не представлен ответчиком и отчет ООО "Лаир" от 13.05.2016 года, на основании которого была определена стоимость выкупаемой комнаты.

При этом, согласно положениями Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" граждане, проживающие в коммунальной квартире, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях и граждан, являющихся нанимателями либо собственниками, занимающими жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет, вправе выкупить освободившуюся комнату или несколько комнат по рыночной стоимости. Согласно заключению экспертизы, проведенной по определению суда рыночная стоимость выкупаемой комнаты составляет *** руб. Доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы о рыночной стоимости выкупаемой комнаты ответчиком не представлено.

Кроме того, оспариваемым истцом распоряжением от 15 ноября 2016 года цена выкупаемой комнаты определена на основании отчета от 13 мая 2016 г, при том, что согласно Федеральному стандарту оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСОN1)" итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, следовательно, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Указанные в ст. 195 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции при вынесении решения суда были соблюдены.

Нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества города Москвы- без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.