Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Пономарева А.Н, Гордеевой О.В,
при секретаре Снурницыной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Сергиенко С.М. по доверенности Мисютиной А.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года, которым постановлено:
Сергиенко С.М. в исковых требованиях к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве о признании действий незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, в котором просил признать действия по исключению Потребительского кооператива автостояночного "ГАЗИК" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица незаконными; признать запись N 7147746129690 от 11 марта 2014 г. недействительной; обязать внести в ЕГРЮЛ изменения в регистрационную запись, а также в раздел "состояние юридического лица"; взыскать судебные расходы в размере 1 500 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ПКА "ГАЗИК" был зарегистрирован в качестве юридического лица 30 августа 1995 г. В связи с отсутствием открытых банковских счетов у юридического лица или отсутствием операций по банковским счетам юридического лица, и не предоставлением Кооперативом в течение 12 месяцев в налоговый орган бухгалтерской отчетности, Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве принято решение о предстоящем исключении ПКА "ГАЗИК" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. Указанное решение опубликовано 20 ноября 2013 г. в Вестнике государственной регистрации. На основании решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 15 ноября 2013 г. внесена запись об исключении ПКА "ГАЗИК" из государственного реестра. Между тем, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения, Кооператив активно осуществлял хозяйственную (уставную) деятельность, и продолжает её осуществлять до настоящего времени. Кроме того, указал, что административным ответчиком нарушена процедура исключения из государственного реестра, поскольку в публикации о предстоящем исключении Кооператива, размещённой в сети интернет, имеется только ссылка на номер решения о предстоящем исключении и номер журнала "Вестник государственной регистрации", а сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторам или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений пункта 3 статьи 21 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствует. При этом отсутствие у Кооператива операций по банковским счетам объясняется тем, что деятельность Кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; Кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли, открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным. Наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ПКА "ГАЗИК" препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с Уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива, так как последние своевременно исполняют принятые на себя обязательства в части регулярного внесения членских взносов. В случае прекращения деятельности Кооператива, путём его исключения из государственного реестра, существует вероятность передачи земельного участка, на котором располагаются гаражные боксы членов кооператива, в пользование третьих лиц, а также обесточивание гаражного комплекса в целом, поскольку все договора направленные на обеспечение текущей деятельности, аренда земли и энергоснабжение заключены от имени Кооператива, лицевые счета для оплаты открыты на имя ПКА "ГАЗИК".
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Сергиенко С.М. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Мисютиной А.А, которая заявленные требования поддержала в полном объеме; представитель административного ответчика по доверенности Кузиков В.А. возражал против заявленных требований; представитель заинтересованного лица Инспекции ФНС России N 33 по г. Москве не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного ответчика по доверенности Дубровского В.В. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих по делу, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 30 августа 1995 года за N 563.297 ПКА "ГАЗИК" был зарегистрирован Московской регистрационной палатой в качестве юридического лица.
15 ноября 2013 года Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве принято решение N 119107 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ПКА "ГАЗИК" из государственного реестра.
Сведения о предстоящем исключении ПКА "ГАЗИК" 20 ноября 2013 г. опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации".
Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве сообщено и не оспорено административным истцом, что в течение трех месяцев после публикации в Инспекцию не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ПКА "ГАЗИК" из Единого государственного реестра юридических лиц.
11 марта 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ГРН 7147746129690 о внесении сведений об исключении юридического лица ПКА "ГАЗИК", фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии со справками NN 9988-О, 9988-С юридическое лицо в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах не представляло, а также у юридического лица отсутствует движение по банковским счетам, и отсутствуют открытые банковские счета, Межрайонная ИФНС России N 46 г. Москвы обосновано внесла запись об исключении ПКА "ГАЗИК" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, он соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждается собранными по делу доказательствами, является мотивированным. Оснований для признания его незаконным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам ( п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа определен ст. 21 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В силу ст. 21 1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21 1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21 1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.