• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 01 марта 2018 г. по делу N 12-50/2018

 

Судья районного суда также обязал Тимофеева В.А. свести имеющуюся у него татуировку на левой руке в области запястья с внешней стороны в виде нацистской свастики в течение одного месяца со дня вступления постановления в законную силу.

Тимофеев В.А. обратился с жалобой на указанное постановление, указав, что находится в следственном изоляторе и в последующем будет отбывать наказание в местах лишения свободы в связи с чем не будет возможности уплатить штраф и свести татуировку.

В суд вышестоящей инстанции Тимофеев В.А. и представитель УУП ОУУП и ПДН Управления МВД России по г.Улан-Удэ не явились, извещены надлежащим образом. Тимофеев В.А. отбывает наказание в исправительной колонии.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что постановление о привлечении Тимофеева В.А. к административной ответственности подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995г. N80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлен запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральный закон от 25 июля 2002г. N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 1).

В силу ч.1 ст.20.3 КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамена, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастика, а также их воспроизведение в любой форме.

Как усматривается из материалов дела, 08.12.2017г. в помещении ФКУ "... " в ходе проведенного администрацией данного учреждения обследования у Тимофеева В.А. обнаружена татуировка со свастикой на левой руке.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Тимофеева В.А. к административной ответственности по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.

При вынесении обжалуемого постановления судья районного суда исходил из того, что Тимофеев В.А. имеет татуировку в виде нацистской свастики, которая находятся у него на левой руке в области запястья с внешней стороны, то есть на части тела, которая доступна для обозрения неопределенному кругу лиц.

С учетом изложенного судья районного суда пришел к выводу о допущенном Тимофеевым В.А. публичном демонстрировании нацистской символики.

Вместе с тем с указанным выводом нельзя согласиться.

Как следует из материалов дела, наличие татуировки на теле Тимофеева В.А. с нацистской символикой было обнаружено сотрудниками ФКУ "... " в ходе личного полного обыска и осмотра. Между тем под демонстрацией нацистской символики и атрибутики понимается ее публичное выставление, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах и другие действия публичного характера, делающие ее восприятие доступным.

Факт обнаружения у Тимофеева В.А. татуировки в ходе личного осмотра сам по себе не свидетельствует о том, что последним осуществлялось публичное демонстрирование нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ России и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 июля 2013 года N 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).

С учетом данного правового подхода, который может быть применен в рассматриваемом деле, нельзя согласиться с выводом судьи районного суда о том, что в действиях Тимофеева В.А. имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

Факт пропаганды или публичной демонстрации Тимофеевым В.А. нацистской атрибутики или символики собранными по делу доказательствами не подтверждается. Сведений о том, что последний с целевой направленностью осуществлял пропаганду и (или) демонстрировал нацистскую свастику сотрудникам следственного изолятора и лицам, содержащимся в одной с ним камере, в деле не имеется, а потому наличие в его действиях состава административного правонарушения нельзя признать доказанным.

Пунктом 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Тимофеева В.А. прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 января 2018 года в отношении Тимофеева Вячеслава Александровича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Тимофеева Вячеслава Александровича состава административного правонарушения.

 

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Т.Б. Казанцева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.