Дата вступления в законную силу - 6 апреля 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Назимовой П.С, при секретаре Черепановой О.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крум И.А. к Правительству Республики Бурятия, Управлению Росреестра по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
Крум И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования основаны на том, что Крум И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ". На основании государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 10946857, 50 руб.
Поскольку кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, Крум И.А. просит установить ее в размере рыночной стоимости, которая согласно отчёту об оценке рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4008375 руб. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого истцом.
В судебное заседание Крум И.А. не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена. Ее представитель Копылова Л.В. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. не возражала против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо Администрация г.Улан-Удэ в суд не явилось, о рассмотрении дела надлежаще извещено.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Михайлов Д.П. в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменный отзыв на административный иск, в котором указал на то, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является правом собственника такого объекта.
Административный ответчик Правительство Республики Бурятия в суд не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.
Поскольку явка названных лиц не признана судом обязательной, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что Крум И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 2 декабря 2017 года.
По итогам государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Бурятия, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2, определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 10946857, 50 руб.
Сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 мая 2014 года. По категории земельный участок относится к землям населённых пунктов, по виду разрешённого использования - для строительства здания магазина. Кадастровая стоимость объекта определена по состоянию на 1 января 2015 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 декабря 2017 года и представленным в дело представителем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия письменным отзывом на административный иск.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель ссылается на то, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает рыночную, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка нарушает права заявителя как лица, несущего бремя налоговых платежей, которые исчисляются исходя из его кадастровой стоимости.
В обоснование своих требований административным истцом представлен отчёт об оценке N 1171/012/17 от 14 декабря 2017 года (далее - отчёт), выполненный ООО "... ", и положительное экспертное заключение на отчёт от 18 декабря 2017 года, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков - некоммерческое партнерство "Международная Палата Оценщиков", членом которой является оценщик ФИО1, подготовившая отчёт.
Из отчёта следует, что оценщик изучил основные показатели социально-экономического развития Республики Бурятия в целом и г.Улан-Удэ по состоянию на 1 января 2015 года, провёл обзор рынка коммерческой недвижимости в Республике Бурятия на указанную дату, установилколичественные и качественные характеристики объекта оценки, провёл сбор и анализ данных, анализ рынка в сегменте оцениваемого объекта, осуществил выбор метода расчета в рамках каждого из подходов к оценке, обобщил результаты применения подходов к оценке, определилитоговую величину стоимости объекта оценки.
Оценщик в процессе поиска по данным портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии провёл анализ данных по продажам земельных участков в Республике Бурятия, в г.Улан-Удэ.
Оценщик использовал информацию газеты "Всё для Вас", сайты сети Интернет http://ulan-ude-eg/ru, http://burstat.gks.ru,
"... ".www.uurielt.ru, http:ruads.org.
Оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. При этом отказ от использования затратного и доходного подхода подробно мотивирован в отчёте на страницах 59-61.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 4 объекта-аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ (1. "... ", 2. "... ", 3. "... ", 4. "... "), имеющие аналогичный правовой режим, предназначенные для размещения ресторана, кафе; под строительство объектов торговли; под строительство супермаркета; под строительство гостиницы, как наиболее схожие по целевому назначению и разрешённому использованию, инфраструктуре и физическим характеристикам объекта оценки.
При проведении оценочных работ произведена корректировка стоимости на местоположение (0,74; 1; 0,86; 0,74) с применением данных Справочника оценщика под редакцией Л.А. Лейфера, 2014 год, ("Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков"), с учётом типовых зон в пределах города.
Корректировка стоимости земельного участка на размер общей площади объектов-аналогов не применялась, поскольку объект оценки и объекты-аналоги находятся в одном диапазоне площадей: 0,1-0,5 га.
Применена поправка на дату предложения (5,11; 3,02; 2,77; 0) в соответствии с размером инфляции на дату оценки объектов-аналогов и объекта оценки по статистическим данным, представленным на сайте "Уровень инфляции Российской Федерации", с использованием калькулятора инфляции.
Оценщиком применены корректирующие коэффициенты при корректировке на наличие коммуникаций (1,334; 1; 1,160; 1) с учётом того, что в тексте объявления о продаже объекта-аналога N 1 нет указаний о наличии коммуникаций; объекты-аналоги NN 2 и 4 имеют центральные коммуникации (электроснабжение, водоснабжение); объект-аналог N 3 подключен только к сетям водоснабжения. Корректировка вводилась на основании данных Справочника оценщика под редакцией Л.А. Лейфера, 2014 год.
Корректировка на передаваемые имущественные права не применялась, так как оцениваемый земельный участок оценивается на праве собственности, все объекты-аналоги оцениваются исходя из допущения, что они также находятся в собственности.
По результатам исследования оценщик пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4008375 руб.
Согласно экспертному заключению N 3311 от 18 декабря 2017 года, подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства "Международная Палата Оценщиков" ФИО2, отчёт об оценке рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям федерального законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Стоимость объекта оценки, определённую оценщиком в отчёте, названный эксперт подтвердил.
Оснований не согласиться с экспертным заключением у суда не имеется, так как проверив отчёт об оценке, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд также находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, определённой оценщиком в отчёте, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
Учитывая перечисленные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления Крум И.А. и приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка должна быть установлена в размере доказанной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года - 4 008375 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Крум И.А, поступившее в суд 15 января 2018 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью "... " кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ", категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для строительства здания магазина, в размере его рыночной стоимости - 4008375 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.