• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 марта 2018 г. по делу N 12-5/2018

 

ГАРАНТ:

Дата вступления в законную силу - 12 марта 2018 г.

 

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Кикеевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Ботова К.И. на постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия,

установил:

постановлением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Ботов К.И. просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих доводов ссылается на то, что вина в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует, поскольку Министерством были приняты все необходимые меры для надлежащего содержания автомобильной дороги "Яшалта-Соленое-Дивное". Так, запрошенные в 2017 году бюджетные ассигнования по статье расходов "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" доведены только в размере 63,5% от общей потребности, часть из них переданы в бюджеты муниципальных образований в виде субсидий на дорожную деятельность. В связи с имевшим место недостаточным финансированием Министерство не имело возможности выполнить все необходимые обязательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог. Помимо этого, ссылаясь на Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывает на то, что функции Министерства по содержанию автомобильных дорог регионального значения сводятся к проведению совокупности действий по заключению государственного контракта и его исполнению. Ввиду того, что 24 января 2017 года с ООО "***" был заключен государственный контракт N *** на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, включая дорогу "Яшалта-Соленое-Дивное", указанное юридическое лицо в силу п.1.1 должно нести ответственность за безопасное дорожное движение.

Проверив материалы дела и оценив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст.12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу ст.3 указанного Федерального закона под дорожной деятельностью подразумевается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст.15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", в силу п.3.1.2 которого предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см. и глубине - 5 см.

Указанные требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года N 62 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия" автомобильная дорога "Яшалта-Соленое-Дивное", протяженностью 64 км, с идентификационным номером *** отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от *** года N ***, вышеназванное Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспортного комплекса, включающего в себя автомобильный транспорт, его инфраструктуру, дорожное хозяйство Республики Калмыкия в пределах своей компетенции.

В соответствии с п.4.4 названного Положения к полномочиям Министерства в сфере дорожного хозяйства, отнесены, в том числе, организация обеспечения проектной документацией объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них; разработка текущих и перспективных планов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения; осуществление функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 ноября 2017 года начальником ОГИБДД МО МВД России "Городовиковский" П.А.А. проведено обследование состояния автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Яшалта-Соленое-Дивное", в результате которого было установлено, что проезжая часть автомобильной дороги с 58 по 62 километр находится в многочисленных выбоинах (ямах), что является нарушением п.3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21 декабря 2017 года в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении по существу, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об установлении факта нарушения Министерством правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: актом визуального обследования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги от *** 2017 года; предписанием от *** 2017 года, направленным в адрес Министерства; актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от *** 2017 года; предписанием от *** года, направленным в адрес Министерства; протоколом об административном правонарушении от *** 2017 года N *** и иными материалами дела.

Данные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ и в совокупности объективно свидетельствуют о виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

То обстоятельство, что между Министерством и ООО "***" 24 января 2017 года был заключен государственный контракт N *** на выполнение работ по содержанию в 2017 году автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Яшалта-Соленое-Дивное", не ставит под сомнение правильные выводы судьи о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.

Кроме того, заключение контракта с подрядчиком на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги не освобождает Министерство от возложенных на него обязанностей в сфере дорожного хозяйства по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

 

Судья правильно исходил из того, что субъектом правонарушения является именно Министерство, поскольку на него возложены обязанности по содержанию автомобильной дороги в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.

По изложенным основаниям доводы жалобы о том, что ответственность за безопасное дорожное движение должно нести ООО "***" являются несостоятельными.

Что касается доводов жалобы о том, что Министерство не имело возможности выполнить все необходимые обязательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог в связи с недостаточностью финансирования, то они не могут повлечь отмену вынесенного постановления.

В случае недостаточности финансирования именно Министерство должно принимать меры к его увеличению, данное обстоятельство не освобождало его от исполнения возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию автомобильной дороги регионального значения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Министерством принимались действия, направленные на предоставление дополнительных заявок в уполномоченный орган о выделении денежных средств на содержание автомобильных дорог, материалы дела не содержат и в суд не представлено.

Приведенные в жалобе положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ не свидетельствуют об отсутствии у Министерства возможности выполнить обязательства по содержанию автомобильных дорог, а лишь указывают на наличие определенного порядка и условий при осуществлении заказчиком закупок при применении конкурентного способа определения поставщика.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Материалами дела об административном правонарушении каких-либо доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Министерством были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства по содержанию дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не установлено.

Остальные доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст.26.11 КоАП РФ, нарушены не были.

Административное наказание назначено Министерству в минимальных пределах санкции ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 23 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

 

Судья В.С. Васляев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.