Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07 марта 2018 г. по делу N 12-139/2018

 

ГАРАНТ:

Дата вступления в законную силу - 7 марта 2018 г.

 

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (ФИО)1 на вынесенное в отношении него 26.01.2018 судьёй Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2018 (ФИО)1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок 3 суток.

(ФИО)1 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Свои требования автор жалобы обосновывает тем, что у него не имелось умысла на массовое распространение экстремистских материалов, так как размещение им на его персональной странице в соцсети "Вконтакте" аудиозаписей носило разовый характер и ему не было известно о том, что данные записи включены в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.

В судебном заседании (ФИО)1 поданную жалобу поддержал.

Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив жалобу и проверив материалы дела, руководствуясь требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N114-ФЗ (в ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремист-ских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, произ-водство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. При этом под экстремист-скими материалами в терминах настоящего Федерального закона понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носи-телях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосно-вывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятель-ности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправ-дывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, нацио-нальной или религиозной группы.

Частями 2, 4, 5 и 7 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осу-ществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правона-рушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Копия всту-пившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации, который в течение тридцати дней вносит данные материалы в федеральный список экстремистских материалов. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубли-кованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Административная ответственность за массовое распространение экстремист-ских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстре-мистских материалов, а равно за их производство либо хранение в целях массового распространения установлена статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает адми-нистративное наказание, в частности, для граждан в виде наложения администра-тивного штрафа в размере от 1000 до 3000 тысяч рублей либо административного ареста на срок до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

По смыслу закона нормы, содержащиеся в статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны применяться в их взаимосвязи с нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности".

Принцип правового государства означает, что его Конституция устанавли-вает запрет на чрезмерные ограничительные меры (Постановление Конституцион-ного Суда Российской Федерации от 19.04.2010 N 8-П).

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион-ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьёй 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" предусмотрено, что при на-личии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Гене-ральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной органи-зации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Исходя из принципов правового государства, представляется разумным, что привлечению лица к административной ответственности по статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии к тому оснований должно предшествовать адресованное этому лицу письменное предостережение прокурора в порядке статьи 6 названного Федерального закона о недопустимости соответствующих действий, которые могут быть расценены как массовое распространение экстремистских материалов.

Как усматривается из материалов дела, (ФИО)1 привлечён к админи-стративной ответственности по статье 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он разместил на своей странице в социальной сети "Вконтакте" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: (адрес), аудиоматериалы, внесённые в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Россий-ской Федерации, что было выявлено (дата) должностным лицом полиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Материалы дела не содержат сведений о применении к (ФИО)1 мер превентивного характера в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Формулируя вывод о виновности (ФИО)1 в массовом распростра-нении экстремистских материалов, судья в описательно-мотивировочной части постановления указал, что "в профиле социальной сети "Вконтакте" (ФИО)1 имеется "данные изъяты" друга, каждый из которых при размещении вышеуказанных ма-териалов имеет возможность для ознакомления с видеороликами, получая об этом соответствующее уведомление в "Ленте" новостей социальной сети".

Вместе с тем судьёй в описании события административного правонарушения не конкретизировано, какие именно экстремистские материалы (ФИО)1 разместил в информационно-телекоммуникационной сети и на основании каких судебных решений данные материалы были признаны экстремистскими, что не отвечает процессуальным требованиям, предусмотренным статьями 24.1, 26.1 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанные обстоятельства имеют существенное значение для правиль-ного разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.29 настоящего Кодекса - данные обстоятельства входят в предмет дока-зывания по делу и потому они должны быть установлены судьёй и приведены в постановлении о назначении административного наказания.

Кроме того, сам вывод судьи о виновности (ФИО)1 в массовом распространении экстремистских материалов не основан на правильном приме-нении норм материального права, не отвечает принципам законности и справедли-вости судебного решения.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (в ред. от 23.11.2015) "О противо-действии экстремистской деятельности" не раскрывает понятие "массовое распро-странение" [экстремистских материалов]. Для восполнения этого пробела следует применять аналогию закона.

Так, согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 25.11.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под термином "распространение информации" понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или пере-дачу информации неопределенному кругу лиц.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 (в ред. от 25.11.2017) "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Таким образом, по смыслу закона, под массовым распространением экстре-мистских материалов следует понимать действия, направленные на передачу таких материалов неопределённому кругу лиц. При этом лицо, размещающее тем или иным способом экстремистские материалы в информационно-телекоммуникацион-ной сети "Интернет", выполняя объективную и субъективную стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должно осоз-навать, что данные материалы предназначаются именно для неограниченного (неопределённого) круга лиц - пользователей указанной сети.

В рассматриваемом случае, как следует из оспариваемого постановления, доступ к размещённой (ФИО)1 в информационно-телекоммуника-ционной сети "Интернет" информации имел ограниченный круг лиц - "данные изъяты" человека.

При таких обстоятельствах действия (ФИО)1 нельзя квалифици-ровать как массовое распространение экстремистских материалов, следовательно, в действиях данного лица отсутствует предусмотренный статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав админи-стративного правонарушения.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном право-нарушении, в том числе: событие административного правонарушения; обстоя-тельства, исключающие производство по делу об административном правона-рушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях).

Требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 данной статьи в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Пересмотр настоящего дела в суде автономного округа показал, что судьёй Сургутского городского суда приведённые нормы не соблюдены и это существен-ным образом повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность вынесенного судебного постановления, в связи с чем последнее подлежит отмене.

Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотрен-ного статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях, по настоящему делу отсутствует, производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 упомя-нутого Кодекса.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2018, вынесенное в отношении (ФИО)1 по делу об административном правонарушении, предусмот-ренном статьёй 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры Д.А. Першаков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.