Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13 марта 2018 г. по делу N 33-1532/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Гавриленко Е.В.

судей: Баранцевой Н.В, Кузнецова М.В. при секретаре Гладышевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судакова А.Ю. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении к присвоению звания "Ветеран труда",

по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 октября 2017 года, которым постановлено:

"Удовлетворить полностью иск Судакова А.Ю. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении к присвоению звания "Ветеран труда".

Признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры (протокол от (дата) (номер)) об отказе присвоить Судакову А.Ю. звание "Ветеран труда".

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Судакову А.Ю. звание "Ветеран труда".

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Судакова А.Ю. сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.".

Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В, судебная коллегия

установила:

Судаков А.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении к присвоению звания "Ветеран труда", ссылаясь на то, что он был награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ. Указывает, что обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако решением ответчика от (дата) ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по мотиву, что Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не является ведомственной наградой и у истца недостаточно страхового стажа.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд постановилизложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Судакову А.Ю. отказать. Указывает, что судом нарушены нормы права. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой ветеранами являются лица награжденные орденами и медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия зазаслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Комиссией по присвоению званий "Ветеран труда" (дата) были рассмотрены представленные Судаковым А.Ю. документы, в т.ч. копия трудовой книжки, на основании которой был произведен расчет трудового стажа, который составил "данные изъяты", в связи с чем и было ему отказано.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Как установлено судом и видно из материалов дела, (дата) приказом Министра Министерства здравоохранения РФ (номер) Судаков А.Ю. был награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ (л.д. 9, 18).

Истец является получателем пенсии по старости с (дата) и имеет трудовой (страховой) стаж не менее 25 лет, учитываемого для назначения пенсии, о чем выдана справка от (дата) (л.д. 10-17, 19).

Решением Комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания "Ветеран труда" от (дата) (протокол (номер)), истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что истцу не достаточно трудового стажа (л.д. 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон N 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015N 388-ФЭ).

На основании пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

На основании п. 1 Положения "О Почетной грамоте Министерства здравоохранения РФ от 01.08.2012 года N 78н "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации", Почетная грамота Минздрава России является ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения независимо от форм собственности, за многолетний и добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.

Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым, закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством являются государственные органы власти.

При установленных обстоятельствах, награждение Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде.

Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.

Кроме того, у истца имеется необходимый трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин необходимый для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона N 5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ.

Положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ, вступившие в силу с 01.07.2016 года, не могут быть применены к данным правоотношениям в силу статьи 4 ГК РФ, так как спорные правоотношения возникли до указанной даты.

При этом судебная коллегия также исходит из того, что ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ). Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

 

Председательствующий: Гавриленко Е.В.

 

Судьи: Баранцева Н.В.

Кузнецов М.В.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.