Апелляционное определение СК по административным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06 марта 2018 г. по делу N 33а-1697/2018

 

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г,

судей Погорельцевой Т.В, Начарова Д.В,

при секретаре Калининой Д.О,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее также ООО "РН-ЮНГ", Общество) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (далее также Природнадзор Югры) о признании незаконными предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства,

по апелляционной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз" на решение Нефтеюганского районного суда от 22 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г, объяснения представителя административного истца ООО "РН-ЮНГ" (ФИО)14, настаивавшей на доводах жалобы, представителей Природнадзора Югры (ФИО)12 и (ФИО)13, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

ООО "РН-ЮНГ" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями признать незаконными предписания Природнадзора Югры об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства от (дата) (номер), от (дата) (номер), от (дата) (номер), (номер), (номер), (номер), которыми на Общество возложена обязанность в срок до (дата) обеспечить проведение работ по рекультивации и восстановлению нефтезагрязненных лесных участков, расположенных: (адрес) участкового лесничества Территориального отдела - Нефтеюганское лесничество; (адрес) - Нефтеюганское лесничество; (адрес) Лемпинского участкового лесничества Территориального отдела - Нефтеюганское лесничество; в состояние, отвечающее требованиям природоохранного законодательства. Предписания полагает незаконными ввиду нарушения процедуры их выдачи, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вне рамок проведения проверки.

Судом постановлено решение, которое ООО "РН-ЮНГ" в апелляционной жалобе просит отменить как незаконное и необоснованное. Вывод суда о том, что освидетельствование рекультивированного земельного участка является средством федерального государственного надзора, находит несоответствующим статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктам 5.6.1, 5.63 Положения о Природнадзоре Югры. Полагает, что в силу требований статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание могло быть выдано только по результатам проведения соответствующей проверки, а не в результате освидетельствования лесного участка. В связи с нарушением требований к порядку проведения проверки все доказательства, добытые госорганом в результате такой проверки, считает недопустимыми

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений и обсудив их, выслушав представителей сторон, судебная коллегия на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов административного дела, что (дата), (дата), (дата), (дата), 9 и (дата) при осуществлении федерального государственного лесного надзора в (адрес) - Нефтеюганское лесничество выявлен факт причинения ООО "РН-ЮНГ" вреда окружающей среде в виде химического загрязнения почв нефтепродуктами.

По данному факту (дата), (дата), (дата) и (дата) Обществу направлены претензии с предложением добровольно возместить причиненный вред в денежном выражении или натуральной форме.

В ответ на претензии Обществом в Природнадзор Югры представлены гарантийные письма, в которых ООО "РН-ЮНГ" обязалось в добровольном порядке возместить вред, причиненный окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и провести комплекс мероприятий по восстановлению загрязненных участков в соответствии с проектом восстановительных работ в сроки до (дата), (дата) и (дата) по соответствующим участкам.

В целях оценки исполнения гарантийных обязательств по претензии государственным инспекторам в области охраны окружающей среды распоряжениями начальника Нефтеюганского управления Природнадзора Югры от (дата), (дата), (дата) и (дата) поручено провести освидетельствование нефтезагрязненных участков лесного фонда Нефтеюганского участкового лесничества Территориального отдела - Нефтеюганское лесничество, произвести отбор проб природной среды для проведения сравнительного анализа.

На основании актов освидетельствования рекультивированных земельных участков и отобранных в результате освидетельствования проб, начальником Нефтеюганского управления Природнадзора - Югры изданы заключения о несоответствии рекультивированных земельных участков лесного фонда региональному нормативу "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО - Югры", установленных постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10 декабря 2004 года N 466-п.

В адрес ООО "РН-ЮНГ" должностным лицом Природнадзора - Югры (дата) вынесено предписание (номер), (дата) предписание (номер) и (дата) предписания (номер), (номер) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранного законодательства, которыми на Общество с срок до (дата) возложена обязанность провести комплекс рекультивационных и иных восстановительных работ на ранее подвергшихся нефтяному загрязнению лесных участках: (адрес); довести остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почве до нормативного значения, установленного постановлением Правительства ХМАО-Югры N 466-п от 10 декабря 2014 года "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в том числе обеспечить соблюдение дополнительных требований, предъявляемых для оценки рекультивированных почв и земель.

Полагая названные предписания незаконными, Общество обратилось в суд с данным административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемых предписаний, вследствие чего отказал в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит ошибочными.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), то есть в данном случае на административного ответчика.

Полномочия Природнадзора Югры по осуществлению на землях лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) предусмотрены пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, пунктами 1, 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Пунктами 8, 9 приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" предусмотрено, что предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - лесное законодательство).

При этом федеральный государственный лесной надзор включает в себя деятельность уполномоченных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства, и деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Формы мероприятий по контролю в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, а также приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)". К ним относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).

Согласно пункту 5.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Природнадзор Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности.

В силу пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 373. Результатом планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков является отчет о выполнении планового (рейдового) задания.

По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Результатом патрулирования является фиксация фактов нарушений установленных норм и правил содержания объектов.

При этом обнаруженные в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются основанием для назначения внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Как усматривается из материалов административного дела, Природнадзором Югры в отношении Общества было проведено мероприятие по контролю в лесах в форме освидетельствования нефтезагрязненных участков лесного фонда, что включало в себя издание соответствующего распоряжения, извещение Общества о предстоящем мероприятии, выход на местность, отбор проб и проведение экспертизы, составление акта, оформление заключения о несоответствии/соответствии земельного участка требованиям постановления Правительства ХМАО - Югры от 10 декабря 2004 года N 466-п "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО - Югры".

Между тем, такая форма надзора в лесах как "освидетельствование" ни федеральными нормативными правовыми актами, ни нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не предусмотрена.

Анализ целей и задач проведенных Природнадзором Югры контрольных мероприятий (проверка действий Общества по рекультивации нефтезагрязненных участков), а также предпринятых для достижения этих целей действий позволяет сделать вывод о том, что в отношении Общества фактически была проведена внеплановая выездная проверка, результатом которой явились составление в отношении Общества протоколов об административном правонарушении и выдача Обществу оспариваемых предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранного законодательства.

Полномочия на выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства предоставлено Природнадзору Югры подп. "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", пунктом 6.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Общий порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля".

Специальный порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".

Согласно приведенным нормам предписание об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства может быть выдано только по результатам проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, непосредственно после ее завершения. В рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, таких как плановые (рейдовые) осмотры (обследования), наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, предписания не выдаются.

В данном случае, в нарушение требований пункта 12 постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" и приказа Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп проверка Общества была проведена без применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и оспариваемые предписания выданы не по результатам проведения проверки.

В силу пунктов 2, 4, 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля" подобные нарушения со стороны государственного органа являются грубыми нарушениями требований действующего законодательства, поэтому все доказательства, добытые в ходе такой проверки, являются недопустимыми, а оспариваемые предписания ввиду существенных нарушений процедуры выдачи подлежат признанию незаконными.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда от 22 сентября 2017 года отменить, принять новое решение, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "РН - Юганскнефтегаз" удовлетворить.

Предписания Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер), от (дата) (номер) и от (дата) (номер), (номер), (номер), (номер) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранного законодательства, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз", признать незаконными.

 

Председательствующий Симонович В.Г.

 

Судьи коллегии: Погорельцева Т.В.

Начаров Д.В.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.