Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2018 г. по делу N 33-241/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.

судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г,

при секретаре Артизанове А.И,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года, которым постановлено:

удовлетворить исковое заявление Николаевой Н.С.;

обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Николаевой Н.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Николаева Н.С. обратилась в суд с иском к администрации городскогоокруга "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация, ответчик) овозложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилоепомещение по договору найма специализированного жилого помещения всоответствии с нормами жилищного законодательства.

В обоснование иска Николаева Н.С. указала, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени она жильем не обеспечена.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа "ГородЙошкар-Ола" просит отменить решение суда, принять по делу новоерешение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясьна нарушения судом норм материального и процессуального права.

В жалобе указывается на то, что администрацией городского округа"Город Йошкар-Ола" не нарушены права Николаевой Н.С. на обеспечение жилым помещением, поскольку отказ в этом она не получала. Также считают, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как обязанность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению специализированными жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; законодательство не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без соответствующего бюджетного финансирования. Кроме того, полагают, что обеспечение соответствующей категории лиц жильем специализированного жилищного фонда должно осуществляться в порядке очередности, обязанность по очередному обеспечению истца указанным жильем у ответчика отсутствует, обжалуемым решением нарушаются права иных лиц указанной категории, поставленных на учет для обеспечения жильем из специализированного жилищного фонда.

В возражениях на апелляционную жалобу Николаева Н.С. приводит доводы в опровержение изложенных в ней обстоятельств, просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав Николаеву Н.С. и ее представителя Догадина А.М, просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РоссийскойФедерации, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 годаN 15-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 года), действующей с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, по договорам наймаспециализированных жилых помещений осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектовРоссийской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального законаот 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях посоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являютсянанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, которые являютсянанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, в случае, если ихпроживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаетсяневозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилыепомещения специализированного жилищного фонда по договорам наймаспециализированных жилых помещений органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации, на территории которого находится местожительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательствомэтого субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзацепервом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаеприобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РоссийскойФедерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказаннымлицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года N 13-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - Закон Республики Марий Эл N 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл N 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Марий Эл N 79-З).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл N 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.

Из дела видно, что Николаева Н.С, "дата" года рождения,относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО1 решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 июля 2002 года лишена родительских прав, сведения об отце в акте записи о рождении истца внесены на основании заявления матери).

С 1 сентября 2002 года по 1 сентября 2012 года Николаева Н.С. являлась воспитанницей "... " центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно поквартирной карточке Николаева Н.С. зарегистрирована вжилом помещении по адресу: "адрес"

Из акта "N" от 26 декабря 2013 года следует, что комиссия по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях установила, что проживание Николаевой Н.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", невозможно ввиду того, что в вышеуказанном жилом помещении площадью 16 кв. м. зарегистрировано 4 человека, что является менее учетной нормы жилого помещения, приходящегося на одно лицо.

Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 года "N" Николаева Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), однако до настоящего времени соответствующим жильем она не обеспечена.

Право истца на получение жилого помещения и факт ее включения в Список Администрацией не оспаривался.

Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел квыводу о том, что государственные полномочия по обеспечению детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями,возложены на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола",однако в отношении Николаевой Н.С. указанные обязанности ответчиком внастоящее время не исполнены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу противоречат Закону Республики Марий Эл N 13-З, наделившему органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.

Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Закон Республики Марий Эл N 79-З не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В связи с этим доводы жалобы о том, что исполнение обжалуемого решения может нарушить права иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также ссылки на отсутствие соответствующего финансирования судебной коллегией отклоняются.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда илиопровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкованиенорм действующего законодательства и не могут служить основанием котмене решения суда.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение судаотвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений нормматериального и процессуального права судом допущено не было, основанийдля его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы неимеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.

 

Председательствующий А.Е. Соснин

 

Судьи А.А. Ваулин

Н.Г. Лелеков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.