Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрев дело по жалобе Богдановой Л.Л, "... "
на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2018 года,
установил:
определением от 13 декабря 2017 года заместителя прокурора г. Йошкар-Олы Птицына В.С. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по доводам обращения Богдановой Л.Л. "... " по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Богданова Л.Л. подала в суд жалобу на данное определение, просила его отменить, как незаконное, указывая, что действия мэра г. Йошкар-Олы, уклонившегося от рассмотрения жалобы Богдановой Л.Л. на действия первого заместителя мэра г. Йошкар-Олы, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ; прокуратурой не соблюдены процессуальные нормы, принятое процессуальное решение препятствует реализации права Богдановой Л.Л. на судебную защиту.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2018 года определение от 13 декабря 2017 года заместителя прокурора г. Йошкар-Олы оставлено без изменения, жалоба Богдановой Л.Л. - без удовлетворения.
Богданова Л.Л. подала в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобу на данное решение, указывая, что оно вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права. В жалобе подробно излагаются обстоятельства дела, приводится позиция заявителя, избранная при рассмотрении дела в суде первой инстанции, приводятся доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе на определение от 13 декабря 2017 года заместителя прокурора г. Йошкар-Олы.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения Богдановой Л.Л, поддержавшей жалобу, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства "... ", прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судьей суда первой инстанции, 17 ноября 2017 года в прокуратуру г. Йошкар-Олы поступило заявление Богдановой Л.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении мэра г. Йошкар-Ола М. Е.В. по факту уклонения от рассмотрения обращения Богдановой Л.Л. от 28 сентября 2017 года.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По указанному Богдановой Л.Л. факту прокуратурой г. Йошкар-Олы проведена проверка, которой установлено, что 28 сентября 2017 года в администрацию ГО "Город Йошкар-Ола" поступило обращение Богдановой Л.Л. о несогласии с принятым решением по результатам рассмотрения её заявления. Данное обращение было зарегистрировано.
Письмом и.о. заместителя мэра г. Йошкар-Олы Г. А.М. от 26 октября 2017 года исх. N "... " Богдановой Л.Л. был дан письменный ответ о том, что по результатам повторного рассмотрения доводов Богдановой Л.Л. администрация ГО "Город Йошкар-Ола" не находит оснований для принятия по данному вопросу иного решения. Письмо 26 октября 2017 года было направлено по адресу Богдановой Л.Л.
Установленные вышеуказанные обстоятельства повлекли вынесение определения от 13 декабря 2017 года заместителя прокурора г. Йошкар-Олы об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ), по доводам обращения Богдановой Л.Л по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Доводы жалобы Богдановой Л.Л. сводятся по существу к обоснованию того, что ответ на её обращение должен был быть подписан мэром г. Йошкар-Олы, а не иным должностным лицом, полномочия Г. А.М. на подписание ответа распорядительными документами администрации не подтверждены, что препятствовало установлению наличия (отсутствия) события административного правонарушения.
Данные доводы не основаны на нормах Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ч. 3 ст. 10 названного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 марта 2014 года N 521-О, часть 1 статьи 8 названного Федерального закона устанавливает порядок направления письменных обращений граждан в соответствующий орган или должностному лицу. Из него не следует, что ответ на такое обращение подписывается исключительно руководителем государственного органа, иным должностным лицом, которому было направлено обращение. Более того, часть 3 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" прямо предусматривает возможность подписания ответа на обращение граждан уполномоченным на то лицом. Это обусловлено тем, что в органах публичной власти предусмотрено распределение должностных обязанностей для реализации возложенных на них полномочий. В частности, в структурах государственных органов и при должностных лицах для обеспечения работы с обращениями граждан могут создаваться подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать на них ответы.
При этом не направление само по себе подателю обращения соответствующего внутреннего акта о распределении должностных обязанностей между должностными лицами администрации ГО "Город Йошкар-Ола" права заявителя не нарушает, поскольку обращение Богдановой Л.Л. органом местного самоуправления было рассмотрено, на него дан письменный ответ в установленный срок.
Существенных нарушений процессуальных требований, создавших препятствия для судебного обжалования, при вынесении определения от 13 декабря 2017 года заместителем прокурора г. Йошкар-Олы не было допущено, в определении имеются сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 29.12 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ (в жалобе указано "п. 3 ч. 1 ст. 29 КоАП РФ") является ошибочной, поскольку ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрены сведения, которые должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей суда первой инстанции также не было допущено.
Доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления и в связи со следующим.
Обстоятельства, влекущие, по мнению Богдановой Л.Л, возбуждение в отношении мэра г. Йошкар-Олы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, имели место 26 октября 2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности применительно к данной категории дел об административных правонарушениях составляет два месяца в случае рассмотрения дела должностным лицом.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по вышеуказанным обстоятельствам на момент рассмотрения дела судами первой и второй инстанций истек.
Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о вине лица, в отношении которого в возбуждении производства по делу отказано, обсуждаться не может.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное решение вынесено судьей с соблюдением ст. 24.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным, не подлежит отмене. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2018 года, которым оставлено в силе определение от 13 декабря 2017 года заместителя прокурора г. Йошкар-Олы, оставить без изменения, жалобу Богдановой Л.Л. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.