Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 февраля 2018 г. по делу N 33-1180/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Киселева Г.В,

судей: Медведевой Д.С, Шурловой Л.А,

при секретаре судебного заседания Будаговой И.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Осинцевой Е.Л. на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 13 ноября 2017 года

по исковому заявлению прокурора г. Железноводска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о возложении обязанности,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В,

установила:

24 августа 2017 года процессуальный истец прокурор г. Железноводска обратился в Железноводский городской суд с данным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией города-курорта Железноводска требований законодательства в части оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и принятия мер по их безопасной эксплуатации на территории города-курорта Железноводска. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона участок тепловой сети в регистрирующем органе в течение длительного времени за Администрацией города-курорта Железноводска на соответствующем праве не зарегистрирован, что лишает Администрацию города-курорта Железноводска права распоряжаться им и использовать по назначению. Бездействие Администрации города-курорта Железноводска влечёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и нарушает интересы неопределённого круга лиц на качественное водоотведение. Просил суд возложить на Администрацию города-курорта Железноводска обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Межмуниципальный отдел по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о признании вышеуказанного участка водопроводной сети - теплового ввода протяженностью 132 м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" бесхозяйным объектом (л.д.2-5).

13 октября 2017 года процессуальный истец прокурор г. Железноводска уточнил исковые требования. Просил суд возложить на Администрацию г. Железноводска обязанность обратиться в течение 6 месяцев в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт и организации обслуживания бесхозяйных объектов недвижимого имущества - сети теплоснабжения, протяженностью 132 м, расположенной по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" (л.д.104-105).

Обжалуемым решением Железноводского городского суда от 13 ноября 2017 года исковые требования прокурора г. Железноводска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга удовлетворены частично. На администрацию города-курорта Железноводска возложена обязанность обратиться в течение шести месяцев в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сети теплоснабжения, протяженностью, 132 м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "". В удовлетворении исковых требований прокурора г. Железноводска о возложении на Администрацию города-курорта Железноводска обязанности обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Межмуниципальный отдел по г. Кисловодску и г. Железноводску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о признании вышеуказанного участка водопроводной сети - теплового ввода протяженностью, 132 м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" бесхозяйным объектом и с заявлением об организации обслуживания вышеуказанного бесхозяйного объекта отказано (л.д.185-194).

В поступившей 08 декабря 2017 года апелляционной жалобе ответчик Администрация города-курорта Железноводска в лице представителя по доверенности Осинцевой Е.Л. просит решение Железноводского городского суда от 13 ноября 2017 года отменить, указав, что согласно информации Управления имущественных отношений Администрации города-курорта Железноводска от 21 сентября 2017 года N3520 строительство теплового ввода в границах земельного участка по ул. Октябрьская, "" было предусмотрено проектной документацией на строительство многоквартирного жилого дома по данному адресу в целях теплоснабжения этого дома. Строительство многоквартирного жилого дома по ул. Октябрьской, "" осуществлялось ЗАО "ПМК "Иноземцевская" с привлечением денежных средств дольщиков. 16 апреля 2007 года Администрацией города-курорта Железноводска ЗАО "ПМК "Иноземцевская" выдано разрешение N"" на строительство объекта капитального строительства - пятиэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "". 05 августа 2008 года ЗАО "ПМК "Иноземцевская" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU26303000-08, согласно которому 48-квартирный жилой дом со встроенными помещениями, расположенный по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" введён в эксплуатацию. Согласно технических условий на теплоснабжение N266 от 31 июля 2006 года, выданных МУП "Теплосеть" ЗАО ПМК "Иноземцевская", заказчику предписано осуществить от магистральных сетей районной котельной после ЦТП N2 теплоснабжение 40-квартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Октябрьской, "" в г. Железноводске с изготовлением проектно-сметной документации на теплоснабжение, перекладку магистральных теплопроводов с Дн 108x3,5 на Дн 159, выполнить перекладку магистральных теплопроводов Дн 159 мм. от тепловой камеры, расположенной у жилого дома по ул. Октябрьская, "" до точки подключения указанного объекта, выполнить устройство тепловой камеры на зеленой зоне четной стороны ул. Октябрьской в районе здания Военного комиссариата для подключения строящегося здания к магистральным трубопроводам и иное. 25 июня 2008 года МУП "Теплосеть" ЗАО "ПМК "Иноземцевская" выдана справка N1309 о том, что прокладка наружных сетей теплоснабжения к зданию 48-квартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Октябрьской, "" выполнена по проекту в соответствии с техническими условиями за N266 от 31 июля 2006, выданными МУП "Теплосеть". Сеть теплоснабжения, протяженностью 132 м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме по указанному адресу. Собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме в установленном законом порядке от права собственности на линейный объект - участок водопроводной сети - теплового ввода, протяженностью 132 м, расположенный по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" не отказались. В обоснование решения суд ссылается на выписку из ЕГРН, согласно которой право собственности на спорный участок тепловой сети, протяженностью 132 м, расположенный по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" не зарегистрировано. Суд указывает, что в случае принадлежности спорного участка тепловых сетей собственникам помещений в многоквартирном жилом доме их право собственности на него должно быть зарегистрировано с соблюдением действующего законодательства о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества. Таких доказательств ответчиком суду не представлено, право собственности на спорную инженерную сеть не зарегистрировано, в чьё либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано. Выписка из ЕГРН об отсутствии прав на спорный объект недвижимости не может служить допустимым доказательством, поскольку сеть теплоснабжения, протяженностью 132 м, расположенная по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" не является отдельным объектом недвижимости, на которое регистрируется право собственности, а является общим имуществом многоквартирного дома по ул. Октябрьской, "", право собственности на которое возникло у дольщиков одновременно с государственной регистрацией права собственности на объект долевого строительства. Суд не дал надлежащей оценки указанным обстоятельствам, не принял во внимание, что отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Обладая необходимыми признаками принадлежности главной вещи, спорный участок сети теплоснабжения, протяженностью 132 м. по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" следует судьбе главной вещи. Спорный объект не имеет самостоятельного функционального назначения, создан исключительно для теплоснабжения многоквартирного жилого дома по ул. Октябрьской, "", поэтому является его неотъемлемой частью и следует судьбе многоквартирного жилого дома, строительство которого осуществлялось за счёт средств дольщиков, то есть находится в общей долевой собственности собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме. Сеть теплоснабжения протяженностью 132 м. по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" не отвечает признакам бесхозяйной вещи (л.д.207-211).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела N2-757/17, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Ледовскую Н.В, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.

В соответствии с положениями ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N931.

Как следует из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06октября2003года N131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.14). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" (п.4.2 ч.1 ст.17).

Из положений ФЗ "О теплоснабжении" от 27июля2010года N190-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч.1 ст.1). Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 5) тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; 8) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (ч.2). 1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6). В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (ч.6 ст.15).

Судом первой инстанции установлено, что по жалобе жильцов многоквартирного жилого дома по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, д. "" проведена прокурорская проверка, в ходе которой выявлен участок тепловой сети - тепловой ввод протяженностью 132 м, расположенный в районе указанного многоквартирного дома, на котором, в ходе подготовки МУП "Теплосеть" к отопительному сезону и проведения гидравлических испытаний, выявлена протечка теплоносителя.

Право собственности на спорную инженерную сеть не зарегистрировано, в чье либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано.

МУП "Теплосеть" оказывает собственникам помещений в указанном многоквартирном жилом доме услуги по теплоснабжению, на основании договоров на поставку тепловой энергии (отопление и подогрев воды), заключенных между МУП "Теплосеть" и собственниками помещений в МКД.

Оплату за коммунальные услуги собственники помещений в многоквартирном жилом доме осуществляют непосредственно поставщику без посредников.

Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО "Управдом" на основании договора управления от 01 мая 2015 года.

Согласно приложению N1 к договору управления от 01 мая 2015 года, в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право собственности на спорный участок тепловой сети протяженностью 132 м, расположенный в районе многоквартирного жилого дома по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, д. "" в установленном законом порядке не зарегистрировано, указанный объект недвижимого имущества не учтён.

С учётом приведённых обстоятельств суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку спорный участок тепловой сети до границы с внешней границей теплосетей указанного многоквартирного дома расположен в пределах границ муниципального образования города-курорта Железноводска и не имеет собственника (является бесхозяйным), исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что наличие на территории муниципального образования бесхозяйного участка тепловой сети привело к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, обусловило возникновение чрезвычайной ситуации, которая поставила под угрозу нормальные условие проживания граждан, получающих отопление через указанный участок тепловой сети, чем нарушены права неопределённого круга лиц.

Применительно к положениям абз.2 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 указанный участок тепловой сети не относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, д. "", так как находится вне границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.

Доказательств обратного ответчиком суду первой инстанции не представлено.

Поскольку вышеуказанного участка водопроводной сети - тепловой ввод протяженностью 132 м, расположенный по адресу: г. Железноводск, ул. Октябрьская, "" не имеет собственника (является бесхозяйным), Администрация города-курорта Железноводска, являясь единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, обязана выполнить предусмотренные законом требования.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).

С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации города-курорта Железноводска направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железноводского городского суда от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города-курорта Железноводска без удовлетворения.

 

Судья-председательствующий

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.