Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 02 марта 2018 г. по делу N 33-1339/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Лукьянченко Р.В.

судей Верхотуровой И.В, Порохового С.П.

при секретаре Борзуновой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоносова А. А.ча к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения прав потребителя,

по апелляционной жалобе истца Белоносова А. А.ча на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 12 декабря 2017 года,

Заслушав доклад судьи Порохового С.П, судебная коллегия

установила:

Белоносов А.А. обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителя, взыскании морального вреда в сумме 3000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что 05.10.2017 года в помещении Дальневосточного банка ПАО "Сбербанк России" по "адрес", ему была оказана некачественная услуга, а именно имел место неуспешный взнос наличных денежных средств в размере 3000 рублей на карту "данные изъяты" посредством банкомата, который выразился в том, что наличные денежные средства истцом были внесены на его расчетный счет, после чего банкомат сломался и 3000 рублей остались на "невыясненных платежах". Его неоднократные требования устранить недостатки оказанной услуги были оставлены без удовлетворения, и ему пришлось написать заявление с просьбой вернуть денежные средства. Считает, что банк имел возможность возвратить ему денежные средства немедленно. В результате оказания банком некачественной услуги он был лишен возможности осуществить заправку своего транспортного средства, а так же приобрести продукты питания для себя и членов его семьи, что причинило ему нравственные страдания. Просил взыскать с ответчика в свою пользу 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 12 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Белоносову А.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец Белоносов А.А. не согласен с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, неприменение судом закона, подлежащего применению. В доводах жалобы указывает на то, что суд не учел, что денежные средства истца в день их внесения 05.10.2017 года не были приняты банком в силу поломки банкомата, который имеет недостатки. Истцу как потребителю должна была быть предоставлена информация о неисправном банкомате. Судом необоснованно отказано в ходатайстве о вызове в качестве свидетеля сотрудника банка. Денежные средства в размере 3000 рублей поступили на счет истца 08.10.2017 года. Банк не ответил на претензию истца. Просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Дальневосточный банк ПАО "Сбербанк России" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии стороны не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Как разъяснено в подпунктах "а", "д" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 (в редакции от 23.11.2009 года) "О защите прав потребителей": "Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков".

В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В соответствии с положениями ст. 848 Гражданского кодекса Российской Федерации, банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Согласно ч. 2 ст. 31 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисления средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

Согласно Положению N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

Согласно п. 28 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" банкомат - автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Пунктом 2.9 Положения Банка России от 24.12.2004 года N 266-П об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием предусмотрено, что основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр операций или электронный журнал. Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

В п. 1.3 Положения дано определение указанным документам:

электронный журнал - документ или совокупность документов в электронной форме, сформированный (сформированных) банкоматом и (или) электронным терминалом за определенный период времени при совершении операций с использованием данных устройств.

Реестр по операциям с использованием платежных карт - документ или совокупность документов, содержащих информацию о переводах денежных средств и других предусмотренных настоящим Положением операциях с использованием платежных карт за определенный период времени, составленных юридическим лицом или его структурным подразделением, осуществляющим сбор, обработку и рассылку кредитным организациям информации по операциям с платежными картами, и предоставляемых в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

В иске Белоносов А.А. указал, что в 05.10.2017 года в помещении дополнительного офиса ПАО "Сбербанк России" N, расположенном по "адрес", Белоносов А.А. внес через устройство самообслуживания (банкомат) N на карту N денежные средства в сумме 3000 рублей, однако денежные средства не были зачислены банком на счет.

Между тем, из распечатки электронного журнала следует, что денежные средства в размере 3000 рублей зачислены на счет Белоносова А.А. 06.10.2018 года, зачисление денежных средств в размере 3000 рублей отражено на счете истца 08.10.2017 года.

Таким образом, учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что операция по зачислению денежных средств на счет истца была выполнена 06.10.2017 года, то есть в установленный законодательством срок.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение истца о выдаче денежных средств с карточного счета выполнено ответчиком в соответствии с действующим законодательством и условиями, заключенного между сторонами договора, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ПАО "Сбербанк России" в пользу истца компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик обязан производить списание денежных средств со счета клиента в момент совершения операции судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании законодательства.

Так, ст. 849 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Иными словами, законодатель предоставил банкам право на осуществление операций по зачислению/выдаче денежных средств не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного поручения, коим правом и воспользовалось ПАО "Сбербан России" при осуществлении списания денежных средств со счета истца на следующий день после совершения последним операций по снятию наличных денежных средств и оплате товара по карте. При этом, обязанность предоставления банками доказательств о невозможности проведения операции в день ее совершения законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенного коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных сторонами и добытых судом доказательств, должным образом исследованных и оцененных судом первой инстанции, при этом выводов суда не опровергают, фактически являются позицией автора жалобы.

Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 12 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску Белоносова А. А.ча к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения прав потребителя - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Белоносова А. А.ча - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий Р.В. Лукьянченко

 

Судьи И.В. Верхотурова

С.П. Пороховой

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.