Советский районный суд г.Махачкалы
судья Арсланалиев А.Х.
Суд апелляционной инстанции:
Верховный Суд Республики Дагестан
Устаева Н.Х. (докл,о/м)
Алиева Э.З,
Багаутдинова Ш.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г.Махачкала 7 февраля 2018 года
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Орцханова А.И,
членов президиума Абдулхалимова М.М, Загирова Н.В, Магомедова М.А, Мустафаевой З.К, Османова Т.С, Сулейманова С.М.
при секретаре Гаджиевой Л.М,
рассмотрел по кассационной жалобе Хибиева М.Х. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 мая 2017 года гражданское дело по иску Хибиева М.Х. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности заключить трудовой договор.
Заслушав доклад члена президиума Загирова Н.В, объяснения представителя Хибиева М.Х. - адвоката Курбанова Р.И, просившего удовлетворить кассационную жалобу, представителя МВД по Республике Дагестан Таимова О.М, просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, президиум
установил:
Хибиев М.Х. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности заключить трудовой договор, включить в выслугу время вынужденного прогула, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, судебных расходов.
Иск мотивирован тем, что истец являлся сотрудником Управления ФСКН России по Республике Дагестан, работал старшим следователем в звании майора полиции. В связи с упразднением органов по контролю за оборотом наркотиков он обратился в Министерство внутренних дел по Республике Дагестан с рапортом о принятии на службу в органы внутренних дел в порядке перевода. В устной форме Хибиеву М.Х. отказано в приеме на службу, с чем он не согласен, поскольку законом предусмотрено его право продолжать службу в органах внутренних дел при упразднении органов по контролю за оборотом наркотиков.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 12 января 2017 года исковые требования Хибиева М.Х. удовлетворены частично, отказ МВД по Республике Дагестан в приеме на службу признан незаконным, на МВД по Республике Дагестан возложена обязанность принять на службу Хибиева М.Х.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 июня 2017 года решение Советского районного суда г.Махачкалы от 12 января 2017 года в части удовлетворения исковых требований Хибиева М.Х. отменено, в указанной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Хибиев М.Х. просит апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование жалобы указывается, что Хибиев М.Х. был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков в связи с переводом в другой государственный орган. При этом сотрудники упраздняемых органов по контролю за оборотом наркотиков, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должны были быть приняты на работу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Суды незаконно сослались на то, что в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, тогда как он не вновь поступающий гражданин.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Загирова Н.В. 15 января 2018 года кассационная жалоба с делом переданы на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности принять его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не установлен порядок приема сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а также на Министерство внутренних дел Российской Федерации не возложена безусловная обязанность принятия на службу в органы внутренних дел всех сотрудников упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, изъявивших желание проходить службу в органах внутренних дел.
По мнению суда апелляционной инстанции, поскольку отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то реализация Указа Президента Российской Федерации N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в части, касающейся приема сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков на службу в органы внутренних дел, возможно только в порядке, предусмотренном названым федеральным законом.
Судом апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении требований истцов со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учтено, что после поступления в Министерство внутренних дел по Республике Дагестан заявления истца о приеме на службу в порядке перевода, в отношении него проводились проверочные мероприятия в целях определения его соответствия квалификационным требованиям, и по результатам этих мероприятий истцу отказано в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
Данные выводы президиум считает обоснованными, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов по контролю за оборотом наркотиков, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основании увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Приказом Министерства внутренних дел России от 18 июля 2014 года N595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-0-0, от 25 ноября 2010 года N 1547-0-0 и от 3 июля 2014 года N 1405-О).
22 ноября 2017 года Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление N 31-П по делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина Базаленко С.Ю.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.5 названного постановления, следует, что предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упрощенный порядок приема на службу в органы внутренних дел сотрудников органов наркоконтроля (то есть упраздненной ФСКН России) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределенных, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Установление наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих сотруднику органов наркоконтроля проходить службу в органах внутренних дел, предполагает проведение в отношении такого сотрудника проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщенных им сведений, которая проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел.
Из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ, которые не предполагают безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключают права соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Как установлено судом апелляционной инстанции, письмом начальника ОРЧ по линии собственной безопасности полковника полиции Хизриева М.М. от 1 июня 2016 года на имя временно исполняющего обязанности начальника УРЛС МВД по Республике Дагестан полковника внутренней службы Сахаватова С.З. было сообщено о том, что кандидатура истца для поступления на службу в органы внутренних дел была рассмотрена в МВД по Республике Дагестан и на основании проведенных проверочных мероприятий положительного решения о приеме истцов на службу в порядке перевода не принято.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения президиум не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум
постановил:
кассационную жалобу Хибиева М.Х. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 мая 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий А.И.Орцханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.