Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 февраля 2018 г. по делу N 33-1937/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Параскун Т.И,

судей Рудь Е.П, Медведева А.А,

при секретаре Рогожиной И.В,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Серовой Екатерины Райнгольдовны на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2017 года по делу

по иску Серовой Екатерины Райнгольдовны к краевому государственного казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Серова Е.Р, "данные изъяты" года рождения, обратилась в суд с иском к КГКУ "Региональное жилищное управление" о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма.

В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители Алутунина В.П. и Гардт Р.Б. умерли.

05.10.2012 она зарегистрировала брак с Серовым А.Ю.

Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 29.09.2011 N 1311 она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот, а 04.06.2012 снята с этого учета.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просила возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору специализированного найма.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 18.12.2017 исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Серова Е.Р. просит отменить решение суда и принять новое.

В обоснование доводов ссылается на то, что суд при разрешении спора не учел, что она состояла в списке сирот на получение жилого помещения в течение почти одного года, за это время правовое регулирование спорного вопроса не изменилось. При этом действующее законодательство не устанавливает возможности и порядка исключения из такого списка, администрация Октябрьского района г. Барнаула такими полномочиями не наделена. Основанием исключения истца из списка послужило наличие закрепленного за ней жилого помещения, однако администрация не проверила оснований такого закрепления и его правомерность. В ходе рассмотрения дела доказано, что данное жилое помещение не принадлежало ни истцу, ни ее родителям, фактически обеспечивалась сохранность этого жилья, в связи с чем такое закрепление является неправомерным, нарушающим права истца.

По сути, формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным органом наличия законных оснований для реализации права на предоставление жилого помещения. У сирот отсутствует очередность в процессе предоставления им жилых помещений. Невозможность подать заявление о признании ранее закрепленного жилого помещения непригодным для проживания является уважительной причиной для пропуска истцом срока на обращение в суд с заявлением о включении в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Серова Е.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей до 01.01.2013, то есть на момент обращения истца в администрацию Октябрьского района г. Барнаула) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно абз. 1, 3 п. 1, п.п. 3, 7, 9 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гардт Е.Р. (после регистрации брака 05.10.2012 - Серова), "данные изъяты" года рождения, являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Алтунина В.П. умерла "данные изъяты", а отец Гардт Р.Б. - "данные изъяты".

Решением Ребрихинского районного суда Алтайского края от 26.12.1995 Гардт Е.Р. была отобрана у отца Гардт Р.Б. и передана органам опеки и попечительства.

Постановлением администрации Зеленорощинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края от 06.01.1996 N 2 в связи с отбиранием детей у Гардт Р.Б. и помещением их в Ребрихинский специнтернат, в том числе за несовершеннолетней Гардт Е.Р. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец пояснила, что проживала в указанном жилом помещении вместе с родителями до помещения ее в Ребрихинский специнтернат.

Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 29.09.2011 N 1311 Гардт Е.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 04.06.2012 N 838 Гардт Е.Р. снята с указанного учета в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия ее на учет.

Как видно из акта обследования жилого помещения от 15.06.2011, составленного межведомственной комиссией по признанию жилых помещений непригодными для проживания администрации Ребрихинского района, установлена необходимость проведения капитального ремонта закрепленного за истцом жилого помещения по ул "адрес" Гардт Е.Р. предложено представить заключение проектно-изыскательной организации для принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Из акта обследования жилого помещения от 17.03.2016, составленного администрацией Зеленорощинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края, следует, что квартира по "адрес" состоящая из трех комнат, общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой площадью "данные изъяты" кв.м, после проведения капитального ремонта пригодна для проживания.

По информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайском краю сведения об объекте недвижимости по адресу: с "адрес" в ЕГРН отсутствуют.

С 26.09.2016 истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес" "данные изъяты" доля в праве собственности на которое принадлежит ее супругу Серову А.Ю.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку как на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так и на момент достижения возраста 23 лет истец имела закрепленное за ней жилое помещение, при этом доказательства непригодности этого помещения для проживания в материалах дела отсутствуют.

04.10.2006 Серова Е.Р. достигла возраста 18 лет, что повлекло ее полную гражданскую дееспособность, 04.10.2011 истец достигла возраста 23 лет. В указанный период постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 29.09.2011 истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако впоследствии была снята с учета в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия ее на учет.

Судебная коллегия исходит из того, что правовой характер статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления и не включенные в соответствующий список, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку до достижения 23 лет истец не была постановлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, оснований для признания ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с включением ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, вопреки доводам жалобы у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, а потому признаются несостоятельными.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Серовой Екатерины Райнгольдовны - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.