Постановление Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2018 г. по делу N 4А-146/2018-

 

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 16 января 2018 года) жалобу главы администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Полякова С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 10 августа 2017 года (в полном объеме изготовлено 11 августа 2017 года) и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении главы администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Полякова С.А.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 10 августа 2017 года (в полном объеме изготовлено 11 августа 2017 года), оставленным без изменения решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года, должностное лицо - глава администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (далее - администрация ГП г. Белорецк) Поляков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Поляков С.А. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 3.1.1 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как следует из материалов дела, дата в... ч государственным инспектором ДИ, ОД ОГИБДД ОМВД России по адрес К. на подъездной дороге к адрес от адрес в адрес до адрес выявлены ямы и выбоины (длиной 1,3 м, шириной 1,9 м, глубиной 0,07 м и длиной 1,4 м, шириной 0,96 м, глубиной 0,09 м). Лицом, допустившим нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 3.1.1 является глава администрации ГП г. Белорецк Поляков С.А.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:

протоколом об административном правонарушении от дата, составленным в присутствии Полякова С.А. (л.д. 5);

рапортом государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по адрес К. от дата и его показаниями, данными мировому судье в качестве свидетеля (л.д. 9, 112);

актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от дата (л.д. 25);

фототаблицей (л.д. 10 - 23);

решением о назначении Полякова С.А. на должность главы администрации ГП адрес от дата (л.д. 6).

Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности Полякова С.А. в совершении административного правонарушения, судьями первой и второй инстанций проверены, их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Доводы жалобы о заключении муниципального контракта с ООО "... " не опровергает выводы судебных инстанций о том, что Поляков С.А. является должностным лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения.

Довод заявителя о том, что на составление акта выявленных недостатков не был приглашен владелец (представитель владельца) участка местности, не является основанием к отмене судебных актов, поскольку нарушения были выявлены в ходе непрерывного надзора за дорожным движением в соответствии с п. п. 81 - 86 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Требований об обязательном присутствии при составлении акта выявленных недостатков и произведении фотосъемки представителя юридического лица, ответственного за состояние дорог, КоАП РФ не содержит. Акт и фототаблица к нему являются письменными доказательствами, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, содержащиеся в них сведения согласуются друг с другом и иными материалами дела. Замеры осуществлялись в присутствии двоих понятых, размеры ям и выбоин прослеживаются из фототаблицы, внесены в акт. Не доверять информации, изложенной в акте выявленных недостатков, не имеется.

Ссылка заявителя на существенные недостатки протокола об административном правонарушении признается необоснованной, данный процессуальный документ составлен в соответствии с требованиями п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом. При составлении протокола Полякову С.А. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью.

Вопреки доводам жалобы, ст. 28.2 КоАП РФ не содержит требований по указанию в протоколе об административном правонарушении данных о понятых, принимающих участие при составлении акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.

Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что глава администрации ГП г. Белорецк Поляков С.А, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка действиям лица даны верные.

Порядок и срок давности привлечения Полякова С.А. к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении мировым судьей, жалоба судьей межрайонного суда рассмотрены в отсутствие надлежаще извещенного Полякова С.А. (л.д. 114, 138) с участием его защитника С.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не допущено.

Между тем имеются основания для внесения изменений в оспариваемые судебные постановления.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Исходя из положений ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения постановления мирового судьи следует считать день изготовления постановления в полном объеме - 11 августа 2017 года, а не день объявления его резолютивной части 10 августа 2017 года, как ошибочно указали мировой судья и судья межрайонного суда, в связи с чем судебные акты в этой части подлежат изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

постановление мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 10 августа 2017 года и решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении главы администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Полякова С.А. изменить, указать дату вынесения постановления мирового судьи "11 августа 2017 года" вместо "10 августа 2017 года".

В остальном судебные акты оставить без изменения, жалобу Полякова Сергея Аркадиевича - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

 

Заместитель председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан З. У. Латыпова

Справка:

мировой судья Тухбатова З.Ф.

 

судья межрайонного суда Исаков П.Г.

N 44а-146/18

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.