Постановление Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 января 2018 г. по делу N 4А-98/2018-

 

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу индивидуального предпринимателя Нигматуллина А. М. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N ... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Нигматуллина А. М.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением мирового судьи судебного участка N... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года индивидуальный предприниматель Нигматуллин А.М. (далее - ИП Нигматуллин А.М) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановление мирового судьи судебного участка N... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года предметом обжалования в суде вышестоящей инстанции не являлось.

Не соглашаясь с указанным выше постановлением, Нигматуллин А.М. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях использование имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, на цели, не оговоренные собственником при его передаче либо предоставлении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от дата N... главным инспектором отдела контроля эффективности использования государственной собственности Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в период с дата по дата проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности), целевого использования бюджетных средств, государственной собственности, достоверности финансовой отчетности, своевременности и полноты осуществления платежей в бюджет и отдельных вопросов деятельности государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан за период дата- дата годы, текущий период дата года и отдельных вопросов по иным периодам" на объекте УПАТП-2 - филиала ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан по адресу: адрес.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в соответствии с приказом директора ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан от дата N... объекты недвижимого имущества по адресу: адрес, закреплены за УПАТП-2 (л.д. 19). На основании договора от дата N... а ИП Нигматуллину А.М. предоставлены помещения площадью 104,2 кв.м на первом этаже здания (литер Е1), находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, в целях оказания фотоуслуг. Фактически в занимаемых помещениях ИП Нигматуллиным A.M. осуществляется деятельность по производству рекламной продукции.

дата главным инспектором отдела контроля эффективности использования государственной собственности Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан ФИО2 в отношении ИП Нигматуллина A.M. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, за использование находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан имущества в целях, неоговоренных при его передаче в пользование (л.д. 3-4).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Нигматуллина А.М. постановлением мирового судьи судебного участка N... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным постановлением согласиться нельзя.

В силу ст. ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

Пунктом 2 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона установлена обязанность проводивших проверку должностных лиц органа, осуществляющего контроль (надзор), принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

При этом соответствующие доказательства в подтверждение выявленных нарушений должны быть получены с соблюдением установленного законом порядка.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Частью 12 ст. 9 Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии с ч. 1, п.п. 3, 4 ч. 2, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится, в частности, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в которых указываются, в том числе наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения. Заверенные печатью копии таких распоряжения или приказа вручаются под роспись должностными лицами соответствующего органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Частью 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Согласно п. 1 ч. 2 указанной статьи к числу грубых нарушений относится нарушение требований, предусмотренных ч. 12 (в части срока уведомления о проведении проверки) ч. 19 ст. 9 названного Федерального закона, которой предусмотрена обязанность уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) не менее чем за три дня до начала ее проведения любым доступным способом.

Как следует из материалов дела, плановая выездная проверка имела место в помещениях по адресу: адрес, закрепленных за УПАТП-2, которые используются ИП Нигматуллиным А.М. для осуществления своей деятельности, в отношении иного лица - собственника объектов недвижимого имущества ГУП "Башавтотранс" РБ.

Проверка проведена на основании п. 2.1.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на 2017 год и распоряжения Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 17 апреля 2017 года N 55/17.

Предметом данного контрольного мероприятия являлось управление, распоряжение и использование филиалами ГУП "Башавтостранс" РБ государственной собственности Республики Башкортостан в период дата- дата.

Таким образом, проверка проводилась в отношении иного лица, ИП Нигматуллин А.М. как лицо, использующее проверяемые помещения для осуществления своей деятельности, о ее проведении уведомлен не был, что в силу ст. 20 названного Федерального закона относится к числу грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих недействительность результатов проверки.

Однако приведенные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав индивидуального предпринимателя при осуществлении органом государственного надзора мероприятий по контролю мировым судьей в нарушение требований, предусмотренных ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверены не были. Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.

Допущенное мировым судьей нарушение является существенным и не позволяет признать состоявшееся по делу постановление законным. Подобное разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Нигматуллина А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

жалобу индивидуального предпринимателя Нигматуллина А. М. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N... по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 10 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 4.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Нигматуллина А. М, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

 

Заместитель председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан З.У. Латыпова

Копия верна.

 

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.