Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О.М.
Судей: Хамирзова М.Х. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Абазове Э.А.
с участием Машукова З.С.
по докладу судьи Бейтуганова А.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Машукова Заура Сафарбиевича на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 января 2018 года по гражданскому делу по иску Машукова Заура Сафарбиевича к Местной администрации г.о.Нальчик и Жилищному управлению Местной администрации г.о.Нальчик об оспаривании действий органов власти,
установила:
Машуков З.С, считая отказ Местной администрации г.о. Нальчик в постановке на учет по категориям "Многодетная семья" и "Молодая семья", мотивированный отсутствием трехлетней постоянной регистрации в г.о. Нальчик, незаконным и необоснованным и нарушающим законные права и интересы его семьи, обратился в суд с иском к Местной администрации г.о.Нальчик и Жилищному управлению Местной администрации г.о.Нальчик, в котором просит: признать постановление Местной администрации городского округа Нальчик от ДД.ММ.ГГГГг N в части рассмотрения его заявления, о признании нуждающимся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложить на Жилищное управление Местной администрации г.о.Нальчик обязанность устранить в полном объеме нарушения прав членов его семьи, а именно: признать нуждающимся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, по категории "Многодетная семья".
В обоснование заявленного иска указал, что фактически проживает на территории г.о. Нальчик с 2006 года со дня трудоустройства и по настоящее время. Члены его семьи, жена и трое малолетних детей: С, 2012 г.р, Т, 2015 г.р, С. 2017 г.р, родились, зарегистрированы и проживают на территории г.о. Нальчик. Дети С. и Т. посещают МКДОУ Детский сад N г.о. Нальчик. Регистрации в г. Нальчике у самого истца до 2015 года не было и выписавшись из домовладения отца, расположенного в "адрес", общей площадью 95,2 кв.м, по мнению истца, он не ухудшил свои жилищные условия, поскольку там фактически не проживал и не живет, а только был зарегистрирован. Зарегистрировался в г.Нальчике истец до рождения третьего ребенка, в 2015 году. В собственности недвижимости не имеют. Последние 6 лет проживают в квартире родственников, по адресу: "адрес".
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Кагазежев М.А, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Жилищного управления Местной администрации г.о Нальчик, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 января 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным и необоснованным, Машуков З.С. подал на него апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нормы материального права, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, и ставя вопрос о его отмене, наряду с доводами, изложенными в иске, указал, следующее.
Суд, отказывая в иске, не дал правовой оценки оспариваемому постановлению Местной администрации городского округа Нальчик от ДД.ММ.ГГГГг N нарушающего права истца.
Кроме того, по мнению апеллянта, судом не принято во внимание, что доводы ответчика об установлении в действиях граждан признаков намеренного ухудшения жилищных условий, возможны только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Машуковым З.С, Судебная коллегия, приходит к следующему.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлен порядок, в соответствии с которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики, приобретение земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях:
1) предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
2) предусмотренных настоящим Кодексом, республиканскими законами.
Часть 3 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики, предусматривает, что приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность гражданами и юридическими лицами бесплатно осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Статьёй Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2011 года N 121-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской Республики и о внесении изменений в статьи 14 и 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики" установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2011 года N 121-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской Республики и о внесении изменений в статьи 14 и 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики" земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями (усыновителями, приемными родителями) или с одним из них, а в случае обучения ребенка по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет.
Подпунктом 2 пункта 3 названой статьи закреплено, что гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, при условии их проживания по месту постоянной регистрации не менее трех лет.
Постановлением Правительства КБР от 25 апреля 2012 N 101-ПП "О Порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, для индивидуального жилищного строительства" утверждён порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, отдельным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства предоставляются однократно и бесплатно в собственность без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов отдельным категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в случаях и при условиях, установленных в статье 2 Закона.
При этом в пункте 3 Порядка закреплено, что гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, земельные участки предоставляются в границах того муниципального образования, в котором гражданин проживает и имеет регистрацию не менее трех лет.
Из системного толкования приведённых норм материального права следует, что на территории Кабардино-Балкарской Республики, правом на получение в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, в границах того или иного муниципального образования, наделены граждане имеющие трех и более детей, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и при условии их проживания и постоянной регистрации в границах этого муниципального образования не менее трех лет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 24 февраля 2015 года зарегистрирован по адресу: КБР, "адрес".
До момента перерегистрации по указанному адресу, истец был зарегистрирован по адресу: КБР, "адрес".
После рождения в семье третьего ребенка истец, в сентябре 2017года обратился к ответчику с заявлением, о признании его нуждающимся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ. N истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства по категориям "многодетная семья" и "молодая семья", по основаниям отсутствия у истца трехлетней постоянной регистрация в городском округе Нальчик, а также по основанию намеренного ухудшения своих жилищных условий, путем перерегистрации в феврале 2015 года из домовладения отца, общей площадью 95,2 кв.м, по "адрес" в двухкомнатную "адрес", общей площадью 49,4 кв.м, по "адрес".
Констатировав то обстоятельство, что истец на момент обращения к ответчику, имел постоянную регистрацию в границах г.о. Нальчик, менее трех лет, что лишало его права на получение в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, в границах муниципального образования, ответчик, по мнению Судебной коллегии, в силу приведённых норм материального права, на законных основаниях, вопреки доводам истца, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГг N отказал истцу о признании его нуждающимся в бесплатном предоставлении земельного участка, для индивидуального жилищного строительства.
При этом истцом, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании членов его семьи и наличии у них соответствующей регистрации на территории г.о. Нальчик, в течение более трёх лет.
При таких данных, суд, по мнению Судебной коллегии, пришёл к правильному по существу выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Ссылка апеллянта на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в его определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, и согласно которым применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, выводов суда об отсутствии у истца права на получение в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, в границах г.о. Нальчик, при изложенных выше обстоятельствах, не опровергает.
При этом, вопреки доводам апеллянта, факт намеренного ухудшения жилищных условий устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления на основании представленных обратившимся с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий лицом и запрошенных (при необходимости) документов. Обязанность обращаться в суд для установления данного факта действующее законодательство для органов местного самоуправления не устанавливает.
Ввиду изложенного Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждением суда первой инстанции. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь Статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 12 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Машукова Заура Сафарбиевича - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи: М.Х. Хамирзов
А.З. Бейтуганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.