Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2018 г. по делу N 33-3929/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Медведкиной В.А.

судей

Мелешко Н.В,

Грибиненко Н.Н.

при секретаре

Демура М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6484/2017 по апелляционной жалобе Щербака А. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2017 года по иску Щербака А. В. к Акционерному обществу "Петроэлектросбыт" об обязании произвести перерасчет.

Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения Щербака А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя АО "Петроэлектросбыт" Воробей И.Л, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Щербак А.В. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу "Петроэлектросбыт" (далее - АО), в котором после уточнения требований просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию по квартире N.., расположенной по адресу: "адрес", за период с 01.03.2016 по 30.08.2016 года в размере 1863 квт.ч на основании пункта 60 Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354, с 01.09.2016 по 31.11.2016 в размере 765,84 квт.ч на основании пункта 59 Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 60000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что установленный в принадлежащей ему квартире прибор учета электрической энергии оказался неисправным, в связи с чем им при оплате очередного счета, выставленного ответчиком, за сентябрь 2016 года, были поданы неверные показания. За октябрь 2016 года счет на оплату электроэнергии выставлен в размере 14338 рублей 83 копеек. Поскольку счетчик являлся неисправным, что зафиксировано в Акте о неучтенном потреблении электрической энергии от 16.12.2016 года, истец считает, что ответчик обязан произвести перерасчет неверно начисленной суммы за потребление электроэнергии за октябрь 2016 года.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября года в удовлетворении исковых требований Щербаку А.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу и нарушение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что с 16.06.2010 года по настоящее время истец оплачивал услуги по предоставлению энергии посредством внесения авансового платежа.

15.10.2016 года истцом заявлены показания прибора учета по дневному тарифу - 229852, по ночному тарифу - 9676. В соответствии с пп. "ж" п. 31 Правил N 354 заявленные показания были приняты к расчетам АО "Петроэлектросбыт" на последнее число расчетного месяца. На основании данных показаний был произведен перерасчет платы за электроэнергию, потребленную за период с 01.03.2016 по 31.10.2016 года. Результат перерасчета отражен в счете за октябрь 2016 на общую сумму 14338 рублей 83 копейки.

На основании заявления абонента 16.12.2016 года квартиру истца посетил представитель АО "Петроэлектросбыт" с целью осмотра прибора учета, в результате которого было выявлено, что у прибора учета N 14139 типа ЦЭ2706-12 не работает электронно-счетное устройство, что было зафиксировано в Акте о неучтенном потреблении электрической энергии N 866568 (л.д. 17-18), подписанном истцом. 21.12.2016 в квартире истца был установлен прибор учета электрической энергии типа НЕВА МТ113 А80Р N 06023802, опломбированный пломбой энергоснабжающей организации и принятый к расчетам АО "Петроэлектросбыт" с этого же дня (л.д. 20-21).

Расчет за период с 01.11.2016 (первое число месяца, в котором абонентом была выявлена неисправность прибора учета - абонентом подано соответствующее заявление) по 21.12.2016 (дата восстановления учета посредством установки и опломбирования нового прибора учета) выполнен в соответствии с пп. "а" п. 59 Правил N 354 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления электроэнергии по тарифу на электроэнергию, действовавшему на момент её потребления.

В соответствии с пп. "б" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом исполнителю.

Судом установлено, что у АО "Петроэлектросбыт" нет оснований не доверять показаниям прибора учета N 14139 типа ЦЭ2706-12 до момента сообщения абонентом о его неисправности 16.11.2016 и составления сотрудником АО "Петроэлектросбыт" акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Доказательства возникновения неисправности прибора учета N 14139 типа ЦЭ2706-12 ранее 01.11.2016 истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

19.12.2016 года истец направил в адрес ответчика требование о перерасчете потребленной электроэнергии и за октябрь 2016 года, поскольку на тот момент счетчик уже был неисправен.

04.05.2017 года ответчик отказал истцу в перерасчете за октябрь 2016 года, указав на то, что истцом не подавались ранее показания счетчика, заявлении о неисправности электросчетчика было написано истцом только в ноябре 2016 года, в связи с чем расчет платы за период с 01.03.2016 по 30.09.2016 производился расчетным методом (л.д. 24-25).

Как указывает ответчик, и не оспаривалось истцом, истцом не сообщались показания прибора учета, поскольку он оплачивал услуги по предоставлению электроэнергии путем внесения авансового платежа. В связи с чем расчет платы за период с 01.03.2016 по 30.09.2016 года производился расчетным методом, т.к. согласно пункту 59 Правил N 354 плата за электроэнергию, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления в случае непредставления потребителем показаний прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд (в редакции Правил N 354, действовавших на момент произведения расчета), далее - по нормативу в соответствии с п. 60 Правил N 354.

В соответствии с пп. "ж" п. 31 Правил N 354, исполнитель обязан принимать от потребителей показания приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

После поступления сведений, влияющих на расчет платы (сообщенные показания электросчетчика, данные обхода контролера и т.д.), в автоматическом режиме производится перерасчет, результаты которого учитываются при формировании следующих счетов.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части обязания произвести перерасчет, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства от 06.05.2011 N 354, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истцом не представлено доказательств неисправности электросчетчика до 12.11.2016, а также отсутствия ежемесячных показаний счетчика, предоставляемых ответчику для осуществления расчетов.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мотивирован и подробно изложен в решении суда.

В соответствии с частью 1 статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В подпункте б пункта 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 указано, что при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.

Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Судом с учетом пояснений истца было установлено, что все начисления по оплате электроэнергии производились на основании данных, предоставленных им самим, он видел объемы потребления электроэнергии, и в случае с несогласия с показаниями приборов должен была незамедлительно сообщить об этом ответчику.

При этом истец в нарушение пункта 81 (13) Правил о неисправности прибора учета обратился к ответчику с заявлением лишь 16 ноября 2016 года.

Таким образом, оснований не доверять показаниям прибора учета N 14139 типа ЦЭ2706-12 до момента сообщения абонентом о его неисправности, судебная коллегия не усматривает

Доводы апелляционной в части несогласия с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда также подлежат отклонению.

В соответствии с пп. "е(3)" п. 32 Правил N 354 исполнитель вправе уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Соответственно, уведомляя потребителей по телефону о наличии задолженности за потребленную электроэнергию, АО "Петроэлектросбыт" реализовывало свое право, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации.

Ссылка истца на пункт 31 Правил N 354 несостоятельна, поскольку данным пунктом обязанность исполнителя коммунальной услуги в течение 3 рабочих дней дать ответ на любое письменное заявление потребителя не предусмотрена.

Правилами N 354 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг вести учет жалоб потребителей на качество предоставляемой услуги, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (пп. "к" п. 31 Правил N 354).

Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ или предусмотренным договором энергоснабжения.

Требования к качеству коммунальных услуг установлены Приложением N 1 к Правилам N 354, согласно которому качество коммунальной услуги по электроснабжению определяется исходя из двух критериев:

бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года;

постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании с допустимыми отклонениями.

Из вышеизложенного следует, что качество поставляемой коммунальной услуги по электроснабжению является характеристикой поставляемой электроэнергии и не связано с расчетом начислений платы за потребляемую электроэнергию.

В обращениях истца суть вопросов сводится к требованию о произведении перерасчета платы за потребленную электроэнергию (т.е. касается обязанности потребителя - размера его обязательств по оплате потребленной электроэнергии) без предъявления требований к качеству предоставляемой коммунальной услуги.

Судебная коллегия, приходит к выводу о том, что к сложившимся между сторонами правоотношениям положения указанного пункта Правил не применимы, поскольку обращение Щербака А.В, направленное ответчику в декабре 2016 года, с качеством оказания ответчиком коммунальных услуг связано не было.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.