Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К.
судей Лайпанова А.И, Сыч О.А,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мухтасыбова А.Р. на решение Черкесского городского суда от 20 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Мухтасыбова А.Р. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К, объяснения истца Мухтасыбова А.Р, представителя истца Гербековой А.Д, объяснения представителя ответчика - Министерства образования и науки КЧР - Анзоровой Л.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухтасыбов А.Р. обратился в Черкесский городской суд КЧР с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР в котором просил обязать ответчика включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Исковые требования мотивировал тем, что он родился 06 марта 1994 года в городе "адрес" "дата" умер его отец Мухтасыбов Р.Ш, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом ЗАГС администрации "данные изъяты". Осенью 2004 года, его мать Губейдуллова А.Р. вместе с ним и его младшим братом переехала в с. Привольное Карачаево-Черкесской Республики, где их воспитанием занималась бабушка Б.С.М., поскольку мать в январе 2005 года выехала в г. Москву с целью трудоустройства. Постановлением главы Прикубанского муниципального района КЧР N... от 11 апреля 2006 года в отношении него и младшего брата Губейдуллова Р.А. опекуном была назначена их бабушка Б.С.М. Решением Прикубанского районного суда КЧР от 27 ноября 2007 года его мать была ограничена в родительских правах, поскольку была помещена в РГКЛПУ "данные изъяты" в связи с "данные изъяты", где и находится по настоящее время. Решением Прикубанского районного суда КЧР от 23 июня 2017 года, вступившим в законную силу 31 июля 2017 года, установлен факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в его отношении. Ссылаясь на п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 01 августа 2017 года истец обратился в Министерство образования и науки КЧР с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Уведомлением Министерства образования и науки КЧР N 3508 от 11 августа 2017 года истцу Мухтасыбову А.Р. отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в связи с достижением возраста двадцати трех лет (приказ Министерства образования и науки КЧР от 07 августа 2017 года N740).
Данные действия считает незаконными, так как сроки постановки на учет для предоставления жилого помещения были пропущены по независящим от него обстоятельствам.
В судебном заседании суда первой инстанции истец поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Боташева М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истец достиг предельного возраста для включения в список и не обратился к ним с заявлением в установленные законом сроки.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 20 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Мухтасыбова А.Р. отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, истец Мухтасыбов Р.А. обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что пакет необходимых документов им был собран до достижения возраста 23 лет. При подаче их в Министерство образования и науки КЧР в установленный законом срок (т.е. до достижения 23 дет), ему устно пояснили, что необходимо свидетельство о заключении брака его матери для установления факта изменения ее фамилии с "данные изъяты" на "Губейдуллову". В связи с чем, органом опеки и попечительства Прикубанского муниципального района КЧР был направлен запрос от 13 февраля 2017 года N 369, а затем в связи с отсутствием ответа на первый запрос, был направлен повторный запрос от 22 февраля 2017 года N 478. На указанный запрос был получен ответ от 02 марта 2017 года N 494, то есть когда ему уже исполнилось 23 года, а именно после 06 марта 2017 года. Данный ответ на запрос он предоставил в Министерство образования и науки КЧР, после чего ему сообщили, что необходимо предоставить еще и другой документ, подтверждающий факт отсутствия родительского попечения. Считает, что факт отсутствия родительского попечения установлению не подлежит, так как установление факта оставления без родительского попечения лежит на органах опеки и попечительства. Полагает, что данный факт уже установлен постановлением главы Прикубанского муниципального района КЧР от 11 апреля 2006 года N...
Между тем, должностные лица органа опеки и попечительства Прикубанского муниципального района КЧР не разъяснили ни ему, ни его попечителю - бабушке Б.С.М... о наличии права на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок постановки на учет на получение жилья. О том, что у него есть право на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в феврале 2017 года случайно узнала его бабушка Б.С.М. после чего они сразу же приступили к сбору необходимой документации.
Таким образом, бездействие органа опеки и попечительства привело к существенному нарушению его жилищных прав и не позволило своевременно встать на учет для последующего предоставления жилого помещения. Изложенные выше обстоятельства находят свое подтверждение в материалах настоящего дела, исследованных судом. Кроме того, упомянутые обстоятельства ни кем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались и не были опровергнуты.
Считает, что из материалов данного дела, а именно из запросов органа опеки и попечительства Прикубанского муниципального района КЧР уже видно, что он обращался к ответчику для включения в список детей, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.
Полагает, что не включение его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, поскольку сам по себе факт достижения возраста 23 лет не лишает гарантированного федеральным и республиканским законодательством права на обеспечение жилым помещением.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица - Отдела ЗАГС администрации "данные изъяты", будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы не явился, и не представил сведений, свидетельствующих об уважительности причин своей неявки.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Прикубанского муниципального района КЧР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с требованиями ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Истец Мухтасыбов А.Р. и его представитель Гербекова А.Д. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР - Анзорова Л.М. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения содержатся и в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 г. N 34-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики".
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Карачаево-Черкесской Республики на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 г. N 34-РЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Карачаево-Черкесской Республики, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела усматривается и представителем ответчика не оспаривается факт наличия у истца статуса лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно права на обеспечение жилым помещением до достижения последним возраста 23 лет.
Из материалов дела так же усматривается, что в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган до достижении 23 лет истец не обращался.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Сведений о наличии либо отсутствия своего жилья, а так же сведений о том, что жилое помещение, в котором проживает истец, признано аварийным и непригодным для проживания, материалы дела не содержат.
Рассматривая доводы жалобы о том, что по вине органа опеки и попечительства, в частности их бездействием, истец не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу, что установление и исследование фактических обстоятельств дела, в том числе в части определения, надлежаще ли исполнялись обязанности по защите прав истца попечителем, органами опеки и попечительства, образовательными или иными учреждениями, а также имелись ли у истца до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не относится к предмету данного гражданского дела, поскольку орган опеки и попечительства не является ответчиком по делу, действия должностных лиц или уполномоченных органов по препятствованию своевременного принятия заявления истца не обжалованы и исковые требования направлены к Министерству образования и науки КЧР об обязании включения в список.
В данном случае отказ Министерства образования и науки КЧР является законным, поскольку истец утратил статус лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, соответственно право на обеспечение жилым помещением, поскольку до достижения возраста 23 лет ни он, ни законные представители, либо образовательные учреждения в его интересах, с заявлением об обеспечении жилым помещением в Министерство не обращались, доказательств уважительности причин, препятствовавших такому обращению не представлено.
Доводы жалобы о том, что сам по себе факт достижения истцом возраста 23 лет не лишает гарантированного федеральным и республиканским законодательством права на обеспечение жилым помещением судебная коллегия так же признает несостоятельными ввиду следующего.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Доводы жалобы о том, что из запросов администрации Прикубанского муниципального района КЧР в органы ЗАГС усматривается факт обращения истца к ответчику, судебная коллегия так же признает несостоятельными, поскольку органы государственной власти в своей работе не могут подменять и исполнять полномочия друг друга, а ссылка во вторичном запросе администрации Прикубанского муниципального района КЧР от 22.02.2017 года N478 (л.д.16) на необходимость истребования сведений в связи с подготовкой пакета документов для включения Мухтасыбова А.Р. в список детей, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, не подтверждает обстоятельство соблюдения истцом требований законодательства в части постановки на учет и включения в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 20 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Мухтасыбова А.Р. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мухтасыбова А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.