Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2018 г. по делу N 21-409/2018

Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 апреля 2018 г. по делу N 21-409/2018

 

Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. при рассмотрении жалобы ФИО1 на решение Кизлярского городского суда от 17 января 2018 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Дагестан Магомедова М.Г. за N 17-15.15.6/180 от 09.10.2017 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Основанием для привлечения Магомедова М.А. явился протокол об административном правонарушении от 10.08.2017 года, составленный главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК по Республике Дагестан, согласно которому главным бухгалтером ФИО1, в нарушение пункта 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, в приложении ф. 0503169 к годовому отчету на начало 2016 года не отражена кредиторская задолженность за 2015 год.

Так, согласно заявкам на кассовый расход N00000128, N00000129, от 20.02.2016 г. на сумму 1 212910,17 рублей и 43 200 рублей была перечислена компенсация за найм (поднайм) жилых помещений работникам, согласно приложенным к заявкам раздаточным ведомостям, за период 01.12.15 - 31.12.15 и 01.01.15 - 31.12.15 соответственно. При этом при составлении бюджетной отчетности на 01.01.2016 года, в сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) задолженность за 2015 год не отражена.

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной указом Минфина России от 28.12.2010 N191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", субъекты бюджетной отчетности представляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам, утвержденным Инструкцией N191н.

Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции N191н главными распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, составляется годовая бюджетная отчетность - на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря - включительно ( л.д. 8-11).

Решением Кизлярского городского суда от 17 января 2018 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Магомедова М.А. оставлена без удовлетворения.

В жалобе на это решение и в судебном заседании Магомедов М.А. и его представитель Казумов А.Ш. ( доверенность в деле) просят решение отменить, дело производством прекратить, ссылаясь на то, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается на основании рапорта военнослужащего, который является первичным учетным документом, форма которого (рапорта) определена приказом ГКВВ МВД России от 24.01.2007 года N21 "Об утверждении инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909". В данном же приказе оговорено, что денежная компенсация за наем жилых помещений выплачивается за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Следовательно, денежная компенсация за декабрь месяц текущего года должна быть выплачена в январе месяце следующего года. Денежное довольствие выплачивается в период с 15 по 20 число текущего месяца. В постановлении об административном правонарушении указана статья 15.15.6 КоАП, что им не отражена так называемая "задолженность" по выплате денежной компенсации за наем жилых помещений за период 01.12.2015 - 31.12.2015 и 01.01.2015 - 31.12.2015 соответственно. Соблюдение требований пункта 18 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 года N191н, приведет к нарушению требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федераций. Планирование на очередной финансовый год осуществляется в конце текущего года (примерно в октябре-ноябре), итогом которого является утвержденная бюджетная смета. В бюджетную смету вносятся изменения по мере необходимости в соответствии с выделенными лимитами. Выделенные лимиты бюджетных обязательств корректируются в течение года. Право на корректировку лимитов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено главному распорядителю бюджетных средств, то есть главному командованию внутренних войск МВД России. В 2015 году по решению главного распорядителя бюджетных средств, главного командования внутренних войск МВД России от 24.06.2015 года N4/27-8877 (копия прилагается) корректировка лимитов была произведена 1 раз, в июле месяце. Распорядителю бюджетных средств, то есть войсковой части 5389, установлены сроки для корректировки лимитов бюджетных обязательств, сроки для утверждения сметы, сроки для выплаты денежной компенсации за найм жилья. Однако ни одним нормативным актом не оговорены сроки военнослужащему для представления документов на выплату компенсации за найм жилья. Если военнослужащий представит документы на выплату в октябре месяце, корректировка лимитов уже была в июле, изменения в смету уже произведены, то в соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы бухгалтер не имеет возможности и не вправе отразить задолженность в регистрах бюджетного учета за декабрь 2015 года, е поскольку военнослужащим представлены первичные документы лишь в 2016 году, а первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, то есть при предоставлении документов на выплату или же непосредственно после его окончания, но никак ранее даты представления документов на выплату. Судом не учтено, что факт представления документов на выплату компенсации в ходе проведения ревизии не был проверен, так как все первичные документы изъяты военной прокуратурой Махачкалинского гарнизона для осуществления мер прокурорского надзора, тем самым ревизионной группой УФК по Республике Дагестан не было установлено, что документы на компенсацию были представлены в 2016 году. Не учтено также, что по всем показателям и направлениям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлены обоснованные расчеты, соответствующие установленным нормам и нормативным материальных и денежных затрат, (страница 2 акта ревизии), что фактов финансирования учреждения без учета их реальной потребности, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период, не установлено. Согласно акта ревизии он нарушил требования Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть не указал сумму выплаченную в 2016 году за декабрь 2015 года как задолженность и его действия подпадают под ст. 15.15.6 Ко АП. Но в случае отражения им в отчете задолженности за декабрь 2015 г, его действия подпали быт под ст. 15.15.10 КоАП. В действительности нарушения законодательства с его стороны нет, так как корректировку бюджетных средств осуществляет главный распорядитель бюджетных средств, то есть главное командование внутренних войск МВД России (в 2015 году). Так как данная корректировка была осуществлена один раз в 2015 году, то у него как у главного бухгалтера отсутствовала возможность осуществить более детальную и точную корректировку лимитов. Учитывая то, что Управление федерального казначейства РД является структурным подразделением Минфина России, проверить его доводы для ревизоров УФК по Республике Дагестан не составит труда. Выплата за найм жилья военнослужащему является компенсационной, поэтому предугадать дату обращения более 500 военнослужащих за получением этой выплаты не представляется возможным, поэтому указанная сумма в акте ревизии не является задолженностью и не могла быть отражена в бухгалтерской отчетности как задолженность. Отказать в выплате денежной компенсации за найм жилого помещения военнослужащим он не мог, его действиями не причинен материальный ущерб государству и не нарушены права военнослужащих. Судом не учтены дополнительно представленные им доказательства: рапорт одного из военнослужащих от 16.09.2015г. о выплате денежной компенсации за найм жилого помещения с 01.01.2015 года, договор найма жилого помещения, книгу учета рапортов о выплате компенсации за наем жилья, заявку на кассовый расход от 20.02.2016 года, раздаточную ведомость, платежное поручение от 25.02.2016 года.

Представитель УФК по РД Исмаилов Г.И. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно статье 15.15.6 КоАП РФ

, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной указом Минфина России от 28.12.2010 N191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", субъекты бюджетной отчетности представляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам, утвержденным Инструкцией N191н.

Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции N191н главными распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, составляется годовая бюджетная отчетность - на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря - включительно.

В нарушение указанных требований Инструкции главным бухгалтером войсковой части N 5389 Магомедовым М.А. задолженность по компенсации за найм (поднайм) жилых помещений за декабрь 2015 года не была оплачена в 2015 году и не была отражена как кредиторская задолженность на начало 2016 года. Согласно п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы. В случае наличия кредиторской задолженности при составлении бухгалтерской (бюджетной) годовой отчетности, она подлежит отражению на начало года, следующего за отчетным.

Факт совершения Магомедовым М.А. указанного правонарушения подтверждается помимо постановления от 09.10.2017 г, также представленными им ревизорам сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169), подписанными Магомедовым М.А, заявками на кассовый расход N 00000128, N 00000129 от 20 февраля 2016 г. на сумму 1212910, 17 руб. и соответственно 43200 руб, согласно которым компенсация за найм жилых помещений военнослужащим, согласно приложенным к заявкам раздаточным ведомостям за период 01.12.15 по 31.12.15 г. и на 01.01.2015 г. - 31.12.2015 г, была выплачена в 2016 г, однако при составлении годовой отчетности на 01.01.2016 г. в сведениях о дебиторской задолженности (ф.0503169) указанная задолженность за 2015 год не была отражена.

Доводы Магомедова М.А. о том, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 выплата денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, что он не мог не выплатить компенсацию по рапортам, полученным от военнослужащих после корректировки лимитов в июне 2015 г, не состоятельны. Из указанных выше документов следует, что Магомедовым М.А. в 2016 году была выплачена денежная компенсация за найм жилья за 2015 г, а не одновременно с выплатой денежного довольствия за предшествующие декабрю 2015 г. месяцы, однако и эта задолженность не была указана в годовом отчете за 2015 год. Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительно представленной раздаточной ведомостью на сумму 4816632, 50 руб, по которой оплата произведена 09 марта 2016 г, подписанной Магомедовым М.А, в том числе помимо периодов с 01..01.15 по 31.12.15 г. также за периоды с 01.01.14-31.12.14 г.

Как пояснил в суде представитель УФК РД Исмаилов Г.И, указанная в постановлении от 09.10.2017 г. сумма компенсации в размере 1212910,17 руб, выплачена по представленным Магомедовым М.А. заявкам в феврале 2016 г, на эти выплаты в момент проверки Магомедовым М.А. не были представлены рапорта военнослужащих, за исключением рапорта Газиева М, поступившего в декабре 2015 г, которому была выплачена компенсация в размере 43200 руб. также в 2016 г, без отражения этой суммы как задолженности в годовом отчете за 2015 год.

Доводы Магомедова М.А. о том, что его действиями не был причинен материальный ущерб войсковой части или бюджетной системе, не состоятельны, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ является формальным, наступление каких-либо материальных последствий вследствие совершения указанных действий законом не предусмотрено.

Поскольку срок давности для привлечения Магомедова М.А. к административной ответственности не истек, мера наказания назначена в пределах санкции указанной нормы права, оснований для отмены решения суда не усматриваю.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.8 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кизлярского городского суда от 17 января 2018 г. оставить без изменения, жалобу главного бухгалтера войсковой части N 5389 ФИО1 - без удовлетворения.

 

Судья Верховного суда

Республики Дагестан Гомленко Н.К.