Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 г. по делу N 5-1-112/2018

Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 г. по делу N 5-1-112/2018

 

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Овчинниковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей МБДОУ N 17 города Нерюнгри Нерюнгринского района Овчинниковой Веры Васильевны на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от N года N N по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ,

в отношении заведующей МБДОУ N17 города Нерюнгри Нерюнгринского района Овчинниковой Веры Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р, "адрес", зарегистрированной по адресу: "адрес",

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ N17 города Нерюнгри Нерюнгринского района Овчинникова Вера Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с данными постановлением Овчинникова В.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании заведующая МБДОУ N 17 города Нерюнгри Овчинникова В.В. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Выслушав объяснения Овчинниковой В.В, изучив доводы жалобы и возражений Министерства финансов Республики Саха (Якутия), проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 года N 152 утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок расходования субвенций).

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Порядка расходования субвенций данные субвенции используются органами местного самоуправления на реализацию образовательной программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов: а) расходы на оплату труда работников; б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий; в) игры, игрушки; г) расходы на средства обучения; д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью; е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности; ж) расходы, связанные с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.

Пункты 2.4, 2.5 Порядка расходования субвенций предусматривают, что субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

В силу пунктов 2.1, 2.3 Порядка расходования субвенций субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований. Субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты муниципальных районов, городских округов на счета администраций муниципальных образований, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Нерюнгринской районной администрацией заключено Соглашение N, предметом которого является предоставление субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Объем субвенций по данному Соглашению составляет "данные изъяты" руб. Получателем указанной субвенции по условиям Соглашения является Нерюнгринская районная администрация.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ объем субвенции согласован сторонами в размере "данные изъяты" руб, а дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты" руб.

Согласно пункту 2.2.2 Соглашения получатель субвенции доводит в рамках предусмотренных соглашением средств субвенций до муниципальных дошкольных образовательных организаций муниципальные задания, заключает с организациями соглашения о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных организаций.

В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения получатель субвенций обеспечивает контроль целевого и эффективного использования средств субвенций муниципальными дошкольными образовательными организациями, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате, страховым взносам в государственные бюджетные фонды.

Пунктом 2.2.7 Соглашения предусмотрена обязанность получателя субвенций по возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не использованный на 01 января текущего финансового года остаток субвенций по казенным дошкольным образовательным организациям, остаток средств субвенций по бюджетным дошкольным образовательным организациям, не выполнявшим муниципальное задание.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ проведена встречная проверка МБДОУ N 17 города Нерюнгри в рамках проведения выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственной (муниципальной) программой "Развитие образование Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы" Муниципального образования "Нерюнгринский район".

В акте отражено, что в нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ N и раздела II пункта 2.2.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, учреждением допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Pеспублики Саха (Якутия), выразившееся в том, что учреждением из средств субвенциипроизведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции, на сумму "данные изъяты" руб.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ года в отношении заведующей МБДОУ N17 города Нерюнгри Овчинниковой В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление от N которым заведующая МБДОУ N17 города Нерюнгри Овчинникова В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

При этом, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанного постановления с прекращением производства по делу в связи со следующим.

Так, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия), Овчинникова В.В, являвшаяся заведующей МБДОУ N17 города Нерюнгри, привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ N и раздела II пункта 2.2.3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N.

Между тем, Порядком расходования субсидий от 12.05.2016 года N 152 урегулированы межбюджетные правоотношения только между уполномоченным органом - Министерством образования Республики Саха (Якутия) и получателем субвенций (муниципальным образованием) - в данном случае МО "Нерюнгринский район". Нормы и правила, содержащиеся в данном нормативно-правовом акте, не регулируют вопросы взаимоотношений между получателем субвенций (муниципальным образованием) и учреждением образования, а также между Министерством образования Республики Саха (Якутия) и учреждением образования.

Более того, положениями статей 6 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены понятия и термины, применяемые в данном Кодексе, а также перечень участников бюджетного процесса, в соответствии с которыми бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса.

Следовательно, должностным лицом учреждения образования нормы вышеуказанного Порядка не могли быть нарушены.

Заведующая МБДОУ N17 города Нерюнгри Овчинникова В.В. не могла также нарушить условия Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, так как сторонами данного соглашения являлись только Министерство образования Республики Саха (Якутия) и МО "Нерюнгринский район", а учреждение участником данного соглашение не являлось.

При этом, действия МБДОУ N 17 по расходованию денежных средств, квалифицированные должностным как неправомерные, не противоречат требованиям законодательства, регулирующего вопросы финансирования бюджетных учреждений.

Так, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Пункт 7 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусматривает, что порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяются местной администрацией.

В силу пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (пункт 3 статьи 9.2).

Пункт 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяет две разновидности субсидий, которые могут предусматриваться в бюджетно системе Российской Федерации для бюджетных и автономных учреждений, в том числе: на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац первый пункта 1 статьи 78.1); субсидии на иные цели (абзац первый пункта 1 статьи 78.1).

При этом, в отношении указанных разновидностей субсидий для бюджетных учреждений законом предусмотрены различные режимы их использования.

Так, в соответствии с пунктом 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

В свою очередь, пункт 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ предусматривает, что, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Таким образом, в настоящее время законодатель исходит из того, что в том случае, когда главным распорядителем на основании заключенного соглашения были выделены бюджетному учреждению денежные средства на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного (муниципального) задания, при этом такое задание было выполнено бюджетным учреждением в полном объеме, но при этом образовалась экономия денежных средств, такое бюджетное учреждение вправе не возвращать выделенные ему денежные средства и имеет возможность использовать данные остатки в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

Законодательством Российской Федерации не установлен запрет на использование остатков субсидии, образовавшихся по итогам выполнения муниципальных заданий прошлых лет.

Следовательно, субсидии, получаемые муниципальным учреждением из бюджета (в том числе их неиспользованные остатки), в соответствии с положениями статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются учреждениями в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в установленном порядке.

Таким образом, для использования остатков субсидии на выполнение муниципального задания учреждением должны быть соблюдены следующие условия:

- субсидия была выделена на соответствующий год в целях финансового обеспечения выполнения учреждением государственного (муниципального) задания;

- остатки субсидии должны образоваться только при полном выполнении бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания;

- остатки субсидии на выполнение муниципального задания должны использоваться для достижения целей, ради которых муниципальное учреждение создано;

- объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения на очередной год.

Постановлением Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания.

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением образования Нерюнгринской районной администрации (далее Главный распорядитель бюджетных средств в сфере образования) и МБДОУ N 17 г. Нерюнгри было заключено Соглашение N о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) на 2016 год.

Согласно пункту 1 указанного Соглашения предметом является определение условий предоставления главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования субсидий из бюджета Нерюнгринского района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на реализацию государственного стандарта дошкольного образования Республики Саха (Якутия) в сумме "данные изъяты" руб.

В соответствии с п. 2.3.1 Соглашения, учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

Пункт 2 Устава МБДОУ N 17 г. Нерюнгри Нерюнгринского района предусматривает, что основным предметом и целями деятельности Учреждения является предоставление образовательных услуг в сфере общего образования при получении дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Согласно муниципальному заданию N, утвержденному Управлением образования Нерюнгринского района в отношении МБДОУ N 17 гор. Нерюнгри, в 2016 году учреждение должно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования в следующем объеме: дети до 3 лет - 65; дети от 3 до 7 лет - 205.

В соответствии с отчетом о выполнении муниципального задания N N на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Учреждение выполнило муниципальное задание в полном объеме, в результате чего образовался соответствующий остаток средств.

Управлением образования Нерюнгринского района был утвержден План финансово-хозяйственной деятельности МБОУ N 17 гор. Нерюнгри на 2017 год и плановый период 2018-2019г.г, в котором отражен остаток средств 2016 года, в том числе на уплату штрафа в размере 10 000 руб, страхование имущества проведение проектных и изыскательских работ и др.

Таким образом, бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации были соблюдены необходимые условия, при которых возможно осуществление расходования остатков субсидии прошлых лет.

Однако, должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении сделан вывод о том, что учреждением допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) в виде расходования средств субвенции на сумму "данные изъяты" руб. включая расходы за составление локальной сметы, строительный контроль, административный штраф.

В то же время, из материалов дела следует, что сметный расчет был разработан учреждением для целей выполнения ремонта фасада здания МБДОУ N 17 гор. Нерюнгри ( "данные изъяты" руб.). Оплата денежной суммы в размере "данные изъяты" руб. была произведена учреждением с целью проверки вышеуказанного сметного расчета. Денежные средства в размере "данные изъяты" руб. уплачены за осуществление строительного контроля при выполнении работ по ремонту здания МБДОУ N 17 гор. Нерюнгри. Также были оплачены работы по составлению сметного расчета на ремонт полов и отмостки фасада здания ( "данные изъяты" руб.), на замену оконных наружных сливов и ремонт кровли ( "данные изъяты" руб.). Штраф в размере 10 000 руб. был уплачен в связи с привлечением учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, все вышеперечисленные расходы были осуществлены МБДОУ N 17 для достижения целей, ради которых это учреждение создано, связаны с обеспечение деятельности этого учреждения, в том числе обеспечения надлежащего уровня оказываемых муниципальных услуг. Более того, данные расходы были предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным учредителем организации.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные расходы учреждения не могут быть признаны нецелевыми, в связи с чем в действиях должностного лица бюджетного учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу удовлетворить.

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ года N по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей МБДОУ N 17 города Нерюнгри Нерюнгринского района Овчинниковой Веры Васильевны отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

 

Судья В.Г. Ткачев