Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционному представлению прокурора г. Набережные Челны и апелляционной жалобе Мусина И.А, действующего в интересах несовершеннолетней Мусиной Э.И, на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 года, которым в удовлетворении заявления прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан в интересах несовершеннолетней Мусиной Эльвины Ильдусовны отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Министерства здравоохранения РТ и ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 6", возражавших против удовлетворения представления и жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Набережные Челны Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней Мусиной Эльвины Ильдусовны к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N6", Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовать получение лекарственных препаратов.
В обоснование указал, что Прокуратурой города по обращению Мусина И.А. о необеспечении ребенка-инвалида Мусиной Э.И. лекарственными средствами проведена проверка, в ходе которой установлено, что Мусина Э.И, "дата" года рождения, является ребенком-инвалидом. Ей поставлен диагноз: "данные изъяты". "данные изъяты". "данные изъяты". "данные изъяты". При лечении Мусиной Э.И. в ФГУ "Российская детская клиническая больница" г. Москва по жизненным показаниям были назначены лекарственные препараты Тобрамицин (Брамитоб) и Колистиметат натрия (Колистин), которые жизненно необходимы и замене не подлежат.
Однако, в бесплатном предоставлении указанных лекарственных препаратов ответчиками отказано.
На основании изложенного, прокурор просил обязать ГАУЗ "Детская городская больница N 6" выписывать Мусиной Э.И. в соответствии с медицинским назначением рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов Тобрамицин (Брамитоб) и Колистиметат натрия (Колистин), Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать получение вышеназванных лекарственных препаратов.
Ответчики иск не признали.
Суд в иске отказал.
В апелляционном представлении прокурор г. Набережные Челны и в апелляционной жалобе Мусин И.А. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как закреплено в пункте 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) (таким государственным органом является Министерство здравоохранения Российской Федерации), относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1 статьи 32 указанного Федерального закона).
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 указанного Федерального закона).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что ФИО1, "дата" года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 6).
Ей поставлен диагноз: "данные изъяты".
Мусина Э.И. с рождения наблюдается и состоит на учете в ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 6" г. Набережные Челны.
При лечении Мусиной Э.И. в ФГУ "Российская детская клиническая больница" г. Москва по жизненным показаниям были назначены лекарственные препараты Тобрамицин (Брамитоб) и Колистиметат натрия (Колистин), которые жизненно необходимы и замене не подлежат.
На обращение родителей несовершеннолетней в ГАУЗ "Детская городская поликлиника N 6" с просьбой обеспечить их указанными лекарственными препаратами бесплатно был получен отказ.
В силу статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ обеспечение лиц, больных муковисцидозом, осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке (часть 7 статьи 44).
В целях обеспечения лиц, больных муковисцидозом, лекарственными препаратами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет ведение Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (часть 8 статьи 44).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента указанного федерального регистра и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 9 статьи 44; части 7, 8 и 9 статьи 44 введены Федеральным законом от 26.04.2016 N 112-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, разделом III которой предусмотрено обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с разделом V Программы.
В разделе V Программы установлено следующее:
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных муковисцидозом по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации;
за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403.
В силу раздела V Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 и 2017 годы обеспечение данным лекарственным препаратом должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Республики Татарстан.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Пунктом 1 раздела IV указанной Программы, действующей на территории Республики Татарстан, предусмотрено, что финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В Перечне лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются больные муковисцидозом, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р, предусмотрена только Дорназа альфа, требуемые истцом Брамитоб (Тобрамицин) и Колистин не предусмотрены.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1 статьи 37).
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (части 2 и 3 статьи 37).
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения (часть 4 статьи 37).
Судом установлено, что врачебной комиссией ГАУЗ "ДРКБ МЗ РТ" от 04 сентября 2017 года Мусиной Э.И. назначен прием лекарственных препаратов Тобрамицин (Брамитоб) и Колистиметат натрия (Колистин) чередовать курсами по 28 дней постоянно.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством безвозмездное лекарственное обеспечение граждан, являющихся инвалидами, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в соответствии с Перечнем лекарственных средств для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебной комиссии медицинских организаций, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанные лекарственные препараты не включены в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2724-р и в Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий для обеспечения льготников регионального уровня ответственности, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2017 года N 1301-р.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела.
Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Кроме того, суду апелляционной инстанции было представлено новое медицинское заключение от 24 июля 2018 года, согласно которому Мусиной Э.И. не требуется назначение лекарственных препаратов Тобрамицин (Брамитоб) и Колистиметат натрия (Колистин).
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционное представление и апелляционная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Набережные Челны и апелляционную жалобу Мусина И.А, действующего в интересах несовершеннолетней Мусиной Э.И, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.