Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Юсуповой Л.А-В, Кучеренко Н.В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуцаловой Оксаны Алексеевны к Совету министров Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Межведомственная правительственная комиссия по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, о признании незаконным распоряжения в части,
по апелляционным жалобам Администрации города Ялты Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения представителя административного истца Фоменко В.В, возражавшего против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Гуцалова О.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Совету министров Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просила признать незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О признании объектов самовольными постройками" в части принадлежащего Гуцаловой О.А. на праве собственности объекта капитального строительства - кафе, расположенного по адресу: "адрес", указанного под N в приложении к распоряжению; возложить на Службу государственного строительного надзора Республики Крым обязанность исключить указанный выше объект капитального строительства из Перечня зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведённых) на территории Республики Крым на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Гуцалова О.А. является собственником здания кафе литер "Ф", общей площадью 245,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании решения Хозяйственного суда АР Крым от 19 июня 2006 г. Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Здание кафе расположено на земельном участке с кадастровым номером N, предоставленном Гуцаловой О.А. в пользование по договору аренды для его обслуживания. Вместе с тем, распоряжением Совета министров Республики Крым от 2 февраля 2018 г. принадлежащее ей кафе включено в список объектов, признанных самовольными постройками, подлежащими сносу. Административный истец считает незаконным оспариваемое распоряжение в части включения принадлежащего ей объекта капитального строительства, поскольку объект недвижимости, в отношении которого оно принято, приобретён ею в собственность в установленном законом порядке и не обладает признаками самовольной постройки, установленными пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г, с учётом определения от 23 августа 2018 г. об исправлении описки, административное исковое заявление Гуцаловой О.А. удовлетворено: признано незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым от 2 февраля 2018 г. N 88-р в части включения в список объектов, признанных самовольными постройками, кафе, расположенного в "адрес" (пункт N Приложения к распоряжению); на Службу государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда, исключить объект капитального строительства - кафе, расположенное по адресу: "адрес", из Перечня зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведённых) на территории Республики Крым на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу.
Не согласившись с постановленным решением, Совет министров Республики Крым, Администрация города Ялты Республики Крым и Служба государственного строительного надзора Республики Крым подали апелляционные жалобы, в которых просили отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Считают, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционных жалоб Гуцаловой О.А. поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
Представитель административного истца Фоменко В.В. с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Гуцалова О.А, представители Совета министров Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании решения Хозяйственного суда АР Крым от 19 июня 2006г. с учётом определения Хозяйственного суда АР Крым от 20 апреля 2007 г. об исправлении описки, по делу N 2-7/10547-2006, за Гуцаловой О.А, как субъектом предпринимательской деятельности, признано право собственности на объект недвижимого имущества - вновь созданное кафе лит "адрес" общей площадью 245,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
11 мая 2007 г. Коммунальным предприятием Ялтинское бюро технической инвентаризации на основании указанных выше судебных актов зарегистрировано право собственности за Гуцаловой О.А.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 27 июня 2007 г. N 1234 Гуцаловой О.А. дано разрешение на производство проектно-изыскательских работ по реконструкции кафе на Приморском пляже по адресу: "адрес" Пунктом 3.4 данного решения на административного истца возложена обязанность получить в установленном законом порядке разрешение на производство работ.
Проект реконструкции кафе был рассмотрен и одобрен решением градостроительного совета исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 1 ноября 2007 г, что подтверждается выпиской из протокола N 01/16-2007.
Решением Ялтинского городского совета от 30 ноября 2011 N 178 утверждён физическому лицу-предпринимателю Гуцаловой О.А. проект землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,0287 га, для обслуживания кафе и прилегающей территории по адресу: "адрес", в границах населённого пункта.
13 декабря 2011 г. между субъектом предпринимательской деятельности - физическим лицом Гуцаловой О.А. и Ялтинским городским советом был заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" сроком на 49 лет, с видом целевого назначения земли "для строительства и обслуживания объектов туристической инфраструктуры и заведений общественного питания".
17 апреля 2015 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Гуцаловой О.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - кафе лит "адрес" общей площадью 245,50 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N.
На основании постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 6 июня 2016 г. N 1682-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес" "адрес" с индивидуальным предпринимателем Гуцаловой Оксаной Алексеевной, в порядке переоформления прав", был заключён соответствующий договор аренды земельного участка, кадастровый N, сроком на 10 лет, с видом разрешённого использования земельного участка "общественное питание" (код 4.6), категория земель: земли населённых пунктов.
Согласно пункту 4.3.3 указанного Договора, арендатор имеет право по истечении срока действия договора, в случае надлежащего исполнения своих обязанностей и при прочих равных условиях, преимущественно перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия договора.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 8 сентября 2016 г. N 3373-п утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, площадью 0,0287 га, гр. Гуцаловой О.А. по реконструкции кафе с надстройкой 2-го этажа (со сносом существующего строения) по адресу: "адрес"
Должностным лицом Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым в ходе осуществления муниципального контроля был осуществлён выезд по адресу: "адрес" по результатам которого составлен Акт осмотра территории от 16 октября 2017 г. N 18. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке по указанному адресу вдоль пляжной линии расположено одноуровневое капитальное строение, площадью 40 кв.м кафе "данные изъяты" Земельный участок в установленном законом порядке не выделялся. Строение расположено на основании свидетельства о праве собственности от 7 февраля 2005 г. N.
26 октября 2017 г. главным государственном инспектором в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель - заместителем председателя - начальником Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 был составлен акт осмотра объекта капитального строительства и земельного участка, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес"
В ходе проведённого осмотра установлено, что на указанном земельном участке, с разрешённым использованием общественное питание, расположен объект недвижимого имущества - кафе, принадлежащее Гуцаловой О.А. на основании извлечения из реестра прав собственности на недвижимое имущество от 11 мая 2007 г. N, выданного согласно решению Хозяйственного суда АР Крым от 19 июня 2006 г. (дело N 2-7/10547-2006). Объекту недвижимого имущества, площадью 245,50 кв.м, расположенному по адресу: "адрес" присвоен кадастровый N. На момент осмотра признаков нарушений земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, не усматривается.
Аналогичные выводы содержатся в акте проверки органом муниципального земельного контроля гражданки Гуцаловой О.А. от 24 ноября 2017 г. N 18/1, составленном главным специалистом сектора земельного муниципального контроля управления земельного и градостроительного муниципального контроля - муниципальным инспектором в сфере земельного муниципального контроля ФИО2
Также 28 ноября 2017 г. должностным лицом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона было проведено рейдовое обследование территории по адресу: "адрес" по результатам которого составлен соответствующий акт N 590.
Согласно данному Акту, нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов, области использования и охраны водных объектов в части соблюдения специального режима водоохранной зоны, в области охраны атмосферного воздуха в части осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения, исполнения требований земельного законодательства в части загрязнения земель не установлено.
29 декабря 2017 г. состоялось очередное заседание Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, оформленное протоколом N 8, согласно которому комиссией было принято решение о наличии оснований для признания объекта - кафе "данные изъяты" по адресу: "адрес", самовольной постройкой ввиду наличия признаков, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование принятого решения указано: договор аренды земельного участка N от 16 августа 2016 г, постановление Администрации города Ялты Республики Крым о заключении договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая выписка о земельном участке от 9 ноября 2015 г. N N, градостроительные условия от 13 сентября 2016 г. N на реконструкцию (2 этаж), данные в реестре ЛСИ РК, СГСН РК о выдаче/регистрации разрешительных документов отсутствуют, на сайте ДАБИ Украины не обнаружены. Объект недвижимого имущества "кафе" принадлежит на основании извлечения из реестра права собственности на недвижимое имущество от 11 мая 2007 г. N, выданного согласно решения Хозяйственного суда АР Крым от 19 июня 2006 г. (дело N 2-7/10547-2006). Акт Земнадзора от 26 октября 2017 г. - признаков нарушений не усматривается.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 2 февраля 2018г. N 88-р "О признании объектов самовольными постройками" (далее - Распоряжение от 2 февраля 2018 г. N 88-р) объекты согласно приложению к распоряжению признаны самовольными постройками, в том числе, кафе, расположенное по адресу: "адрес" ( N).
Удовлетворяя требования административного искового заявления Гуцаловой О.А, суд первой инстанции исходил из того, что на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии были представлены материалы проверок по результатам проведённых уполномоченными органами контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых было установлено отсутствие нарушений со стороны Гуцаловой О.А. как требований земельного, так и требований природоохранного законодательства. Также суд первой инстанции указал, что из обжалуемого распоряжения, а также протокола заседания Межведомственной правительственной комиссии от 29 декабря 2017 г. N 8 также невозможно установить, какие именно признаки, установленные статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, послужили основанием для признания самовольной постройкой принадлежащего административному истцу кафе.
Суд первой инстанции также пришёл к выводу, что создание постановлением Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 г. в соответствии с положениями Закона Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно - планировочной организацией территории" на всей территории муниципального образования городской округ Ялта зоны с особой архитектурно - планировочной организацией территории не может служить основанием для сноса принадлежащего на праве собственности административному истцу кафе в административном порядке, как самовольного, поскольку он возведён и введён в эксплуатацию до создания указанной зоны, в связи с чем, соответствующие ограничения и особый правовой режим использования не могли быть нарушены застройщиком.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", закрепляющим основные принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23), а также определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 поименованного Закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
В соответствии с положениями части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Одновременно в статье 12.1 этого же Закона предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения её на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учётом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 18 июля 2017 г. N 370 утверждено "Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведённых) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения" (далее - Положение).
Действие Положения распространяется на организацию мероприятий по сносу самовольных построек, расположенных в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, установленной в соответствии с Законом Республики Крым от 7 июля 2017 г. N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания на территории Республики Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (далее - архитектурно-планировочная зона).
Выявление объектов капитального строительства, обладающих признаками самовольной постройки, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного земельного надзора, иными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) в рамках предоставленных полномочий (пункт 3 Положения).
В случае если по результатам проведённых контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными органами выявлены объекты, обладающие признаками самовольной постройки, материалы проверки, в том числе решение о привлечении к административной ответственности, в течение трёх рабочих дней направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора (пункт 7 Положения).
Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, в течение пяти рабочих дней осуществляет подготовку материалов и направляет их для рассмотрения в Межведомственную правительственную комиссию по выявлению и пресечению самовольного строительства и целевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее - Комиссия - пункт 8 Положения).
Пунктами 11, 12 Положения установлено, что решение Комиссии и материалы в отношении выявленного объекта, обладающего признаками самовольной постройки, направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, для подготовки соответствующего акта Совета министров Республики Крым о признании постройки в качестве объекта самовольной постройкой, в соответствующий уполномоченный орган - подготовки искового заявления или устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений.
На основании решения Комиссии Совет министров Республики Крым в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 9.1 пункта 9 Положения, принимает решение о признании объекта самовольной постройкой.
Решение Совета министров Республики Крым, указанное в пункте 11 Положения, является основанием для включения объекта в Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведённых) на территории Республики Крым на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу (далее - Перечень), который ведётся по форме согласно приложению 2 к Положению.
Материалами дела подтверждено, что по результатам проведённых уполномоченными органами контрольных (надзорных) мероприятий было установлено отсутствие нарушений со стороны Гуцаловой О.А. как требований земельного, так и требований природоохранного законодательства.
На рассмотрении Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым был принят во внимание акт Земнадзора от 26 октября 2017 г. об отсутствии признаков нарушений, а также правоустанавливающие документы на объект недвижимости и договор аренды земельного участка N от 16 августа 2016 г, заключённый на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым от 6 июня 2016 г. N, о чём отражено в протоколе от 29 декабря 2017 г. N 8.
Иные данные в обоснование принятия решения о наличии оснований для признания объекта недвижимости - кафе "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" самовольной постройкой ввиду наличия признаков пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в указанном протоколе отсутствуют.
С учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в протоколе заседания Межведомственной правительственной комиссии от 29 декабря 2017 г. N 8 и распоряжении от 2 февраля 2018 г. N 88-р отсутствует указание на признаки, установленные статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, послужившие основанием для признания принадлежащего Гуцаловой А.О. кафе самовольной постройкой.
Согласно положениям пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного кодекса (в том числе право собственности и право пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и удостоверяются документами в порядке, предусмотренном указанным законом.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, расположенной на земельном участке, не принадлежащем продавцу, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник.
Исходя из положений статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом N 38-ЗРК, устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее Закон N 66-ЗРК/2015, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Законом Республики Крым от 7 июля 2017 г. N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" установлены особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории. При этом правовой режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается статьёй 4 Закона N 409-ЗРК до утверждения правил землепользования и застройки.
Сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 2 Закона N 409-ЗРК/2017).
Анализируя приведённые законоположения в их совокупности, фактические обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия приходит к выводу, что при установленных судом обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закреплённые в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются в отношении права, возникшего на законных основаниях (Постановление от 11 марта 1998 года N 8-П; определения от 25 марта 2004 года N 85-О, от 13 октября 2009 года N 1276-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1071-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2590-О, от 28 января 2016 года N 141-О и др.).
Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2016 г. N 18-П).
Исходя из действующего гражданско-правового регулирования, разрешение вопроса об отнесении постройки (здания, строения или другого сооружения) к категории самовольных порождает возможность наступления юридических последствий, различных по своему характеру и содержанию. Соответственно, в случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности её сноса осуществляется судом, в том числе в процедуре оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в процедуре оспаривания действий по её сносу.
При рассмотрении соответствующих исковых требований, с учётом их характера, суды рассматривают в том числе вопросы наличия нарушений градостроительного и земельного законодательства при возведении спорного объекта (Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1748-О).
Вместе с тем, абзац второй пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляя обязанность сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за его счёт, не исключает необходимости установления вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 595-О-П и от 17 января 2012 года N 147-О-О).
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решение о сносе административным ответчиком принято на основании положений пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако данные нормы введены значительно позже возведения спорной постройки, и указание на придание им обратной силы отсутствует.
С учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что административные ответчики действовали в нарушение пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности административному истцу, при установленных судом фактических обстоятельствах дела, не обладал безусловными признаками самовольности, в связи с чем, требования о сносе такой постройки могут рассматриваться исключительно путём подачи в суд соответствующего иска о сносе при распределении соответствующим образом обязанностей по доказыванию.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении отражены результаты оценки доказательств, приведены мотивы, по которым доказательства приняты в обоснование выводов суда.
Судебная коллегия принимает во внимание, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" внесены изменения в пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно абзаца 6 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Учитывая, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого распоряжения от 2 февраля 2018г N 88-р в части включения в список объектов, признанных самовольными постройками, кафе, расположенное по адресу: "адрес" (пункт N Приложения к распоряжению), требование административного истца об исключении данного объекта из Перечня самовольных построек, направлено на восстановление нарушенных прав, в связи с чем, исходя из норм пункта 12, 13 Положения, а также Порядка ведения Перечня, утверждённого приказом Службы Государственного строительного надзора Республики Крым от 19 сентября 2017 г. N 152-"П", правомерно удовлетворено.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы апелляционных жалоб не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении, с такой оценкой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 г. по административному делу N 2а-951/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Ялты Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Службы государственного строительного надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. Юсупова
Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.