Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Кучеренко Н.В,
судей Хожаиновой О.В, Агина В.В,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Алушты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Алушты о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к проведению конкурса по отбору управляющей компании,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившегося лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прокурор города Алушты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Алушты, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городской округ Алушта в части не предпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресам: "адрес", а также обязать Администрацию муниципального образования городской округ Алушта провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по вышеуказанным адресам.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки прокуратурой было установлено, что должностными лицами Администрации города Алушты ненадлежащим образом исполняются требования Жилищного кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, в нарушение ст. 161 ЖК Российской Федерации по адресам: "адрес" (всего 10 домов), до настоящего времени открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта не проведён.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018 года исковые требования прокурора города Алушты удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ Алушта в части не предпринятых мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресам: "адрес", на Администрацию муниципального образования городской округ Алушта возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресам: "адрес", о чем в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и прокурору.
В апелляционной жалобе Администрации города Алушты ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с решением суда, поскольку Администрация города Алушты предпринимает меры к проведению конкурса, однако, данная работа ведётся не вполне активно в связи с отсутствием соответствующих квалифицированных сотрудников, а также слабой гражданской позицией и нежеланием жильцов домов заключать договоры с управляющими компаниями. Администрация же не вправе обязать жильцов заключить договор с какими - либо организациями. Кроме того, в нарушение требований закона, прокурор города Алушты обратился с иском в защиту определённого круга лиц - жильцов спорных домов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры Республики Крым по доверенности - Бирюк Д.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Администрация города Алушты явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенного административного ответчика, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Алушты в ходе проведённой проверки установлено, что в 18 многоквартирных домах, расположенных по адресам: "адрес" "адрес" способ управления многоквартирными домами собственниками жилых помещений не выбран.
В связи с чем, Прокуратурой города Алушты в адрес главы Администрации города Алушты 17 июля 2017 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части бездействия по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренного статьёй 161 ЖК Российской Федерации.
Из ответа Администрации города Алушты N2281/02-25-3005 от 19 сентября 2017 года усматривается, что для размещения информации о проведении конкурса необходимо произвести определённые действия, в том числе, подготовить конкурсную (техническую документацию).
Ответом Администрации города Алушты N617/02-35-912 от 19 марта 2018 года сообщено, что собственники помещений по пер. Кривой N "адрес" выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом. Кроме того, по состоянию на 01 марта 2018 года специалистами управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты разрабатывается конкурсная документация, с целью приведения её в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 N75 для размещения на сайте извещения для управления многоквартирным домом. Проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами на территории муниципального образования городской округ Алушта планируется провести до 01 сентября 2018 года.
В ответ на запрос суда первой инстанции в ходе рассмотрения данного административного дела, административным ответчиком предоставлены протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов N "адрес" "адрес", согласно которым, собственниками выбрана управляющая организация.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований законодательства, Администрацией города Алушты не проведён конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, доказательств исполнения требований прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под защитой неопределённого круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется.
Поскольку потенциальной управляющей организацией по управлению многоквартирным домом и жильцами указанных выше 10 многоквартирных домов может быть любое лицо, указанное административное исковое заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасных условий проживания граждан.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Частями 4, 4.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведённого в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трёх дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N75.
Пунктом 3 данного Порядка установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято.
Как установлено, в нарушение вышеуказанных положений, Администрацией города Алушты не предпринято мер к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Алушта по адресам: "адрес".
Бремя доказывания принятия таких мер и наличия уважительных причин неисполнения обязанности в установленный законом срок возлагается на административного ответчика.
Между тем, достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что Администрацией города Алушты принимались такие конкретные меры по указанным в исковом заявлении многоквартирным домам в удовлетворённой решением суда части, суду первой инстанции, как и апелляционной, не представлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска прокурора.
Доводы Администрации города Алушты, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2018 года по административному делу N2а-674/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты-без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.