Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2018 г. по делу N 33-28528/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

В составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,

судей Дегтеревой О.В, Климовой С.В,

при секретаре Воропаевой Е.С,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 марта 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Плаксием В.Г. право на досрочную страховую пенсию.

Признать незаконным решение комиссии ГУ - Главному Управлению ПФР N 2 по г. Москве и Московской области N *** от 22.09.2017.

Обязать ГУ - Главному Управлению ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в специальный стаж Плаксия В.Г. периоды:

- с 29.06.1985 по 21.04.1987 - период военной службы в Вооруженных силах по призыву;

- с 20.10.1992 по 31.07.1995 - период работы в должности врача интерна по анестезиологии и реанимации Житомирской детской областной больницы;

- с 16.04.1996 по 01.11.2002 - период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации с палатами интенсивной терапии клиники института травматологии и ортопедии национальной академии медицинских наук Украины (один год работы как полтора года работы);

- с 30.04.2005 по 31.12.2011 - период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации ФГБУ "Клинической больницы N 1" Управления делами Президента РФ в льготном исчислении (один год работы как полтора года работы);

Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить Плаксию В.Г. досрочную пенсию по старости с 03 мая 2017 года.

УСТАНОВИЛА:

Плаксий В.Г. обратился в суд к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с иском о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в удовлетворении заявления решением ответчика было отказано из-за отсутствия требуемого стажа. В этой связи истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области.

В силу п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания.

Как следует из материалов дела, протокол судебного заседания от 19.03.2018 г. секретарем не подписан (л.д. 118-119); судебное решение постановлено 19.03.2018г. (л.д. 120-125), в связи с чем указанный судебный акт подлежит отмене независимо от доводов апелляционной жалобы.

С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Истец, ответчик, 3 лицо - ГУ-ОПФ РФ по г.Москве и МО в заседание судебной коллегии не явились, о дне рассмотрения дела извещены, истец воспользовался своим правом на ведение дела через представителя, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, 3 лица.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, заслушав представителя истца, проверив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях ", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,

имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г. предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для врачей анестезиологов-реаниматологов, (врачей анестезиологов-реаниматоров), медицинских сестер палатных, в том числе старших, медицинских сестер-анестезистов отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка.

Как следует из материалов дела, Плаксий В.Г. 03.05.2017г. обратился в ГУ - Главное Управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, ГУ - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области отказало истцу в назначении пенсии, в связи с отсутствием специального стажа, указав, что специальный стаж истца составляет 08 лет 05 мес. 16 дн.

В подсчет специального стажа не были включены периоды, что следует из сообщения пенсионных органов (л.д.147-149):

- с 29.06.1985 по 21.04.1987 - период военной службы в Вооруженных силах по призыву;

- с 20.10.1992 по 31.07.1995 - период работы в должности врача интерна по анестезиологии и реанимации Житомирской детской областной больницы;

- с 16.04.1996 по 01.11.2002 - период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации с палатами интенсивной терапии клиники института травматологии и ортопедии национальной академии медицинских наук Украины, так как не представлены документы, подтверждающие выполнение работы, предусмотренной Списком;

- с 30.04.2005 по 31.12.2011 - период работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации ФГБУ "Клинической больницы N 1" Управления делами Президента РФ, данный период также не включен в подсчет страхового стажа, так как Плаксий В.Г. имел статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ.

Истец просил обязать ответчика указанные периоды работы включить в подсчет его специального стажа, при этом периоды с 16.04.1996г. по 01.11.2002г, с 20.04.2005г. по 31.12.2011г. в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес, и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В период с 20.10.1992г. по 31.07.1995г. истец работал в должности врача интерна по анестезиологии и реанимации Житомирской детской областной больницы, что усматривается из записей в трудовой книжке истца, справок данной больницы.

Как следует из графика работы врача-интерна отделения анестезиологии-интенсивной терапии Плаксия В.Г. в Житомирской областной детской больнице в 1992-1995г, "Прав и обязанностей врачей-интернов", утвержденных 05.02.1995г. главным врачом В.Ф. Марченко, в указанный период истцом осуществлялась работа врача, ему выплачивалась заработная плата, учитывая, что указанный период имел место до 01.11.1999г, а также то, что данный период пенсионными органами включен в подсчет страхового стажа истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный период ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца в календарном исчислении, так как наименование должности "врач", наименование учреждения "больница" предусмотрено Списком.

В период с 16.04.1996г. по 01.11.2002г. истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации с палатами интенсивной терапии клиники института травматологии и ортопедии национальной академии медицинских наук Украины, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, справками данного учреждения.

Так, из справки И нститута травматологии и ортопедии национальной академии медицинских наук Украины от 06.04.2017г. следует, что работа Плаксий В.Г. за период с 16.04.1996г. по 01.11.2002г. подлежит включению в подсчет специального стажа в двойном размере, сведений о неполном рабочем дне, отвлечениях, не подлежащих включению в подсчет специального стажа, не имеется.

Как было указано выше, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г. предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для врачей анестезиологов-реаниматологов, (врачей анестезиологов-реаниматоров), медицинских сестер палатных, в том числе старших, медицинских сестер-анестезистов отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка.

Период работы истца с 16.04.1996г. по 31.12.2001г. пенсионными органами включен в подсчет страхового стажа истца, а при таких обстоятельствах, период работы истца с 16.04.1996г. по 31.12.2001г. ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 01 год 06 мес, так как выполняемая им работа соответствует работе, указанной в Перечне.

В удовлетворении иска в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 01.01.2002г. по 01.11.2002г. следует отказать, так как доказательства уплаты страховых взносов за данный период отсутствуют.

При этом, здесь следует отметить, что судебной коллегией принимается во внимание, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г..(в данном случае из Республики Украина, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г..стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г..(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г..должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В период с 30.04.2005г. по 31.12.2011г. истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации ФГБУ "Клинической больницы N 1" Управления делами Президента РФ, что следует из записей в трудовой книжке истца, справок работодателя, акта N *** от 14.06.2017г. документальной проверки сведений о специальном стаже застрахованного лица Плаксий В.Г, проведенной специалистами ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и МО.

Из указанного акта следует, что с 30.04.2005г. по 21.09.2012г. истец работал на полную ставку в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации ФГБУ "Клинической больницы N 1" Управления делами Президента РФ, то есть, на должности, в отделении, в учреждении, предусмотренных Перечнем, сведения индивидуального (персонифицированного) учета сдавались на Плаксий В.Г. с кодом льготной работы.

Тот факт, что паспорт гражданина РФ, выданный Плаксий В.Г. 08.10.2003г. был признан выданным в нарушение установленного порядка и был изъят 20.08.2015г, 11.01.2016г. Плаксий В.Г. был выдан вид на жительство ИГ; Плаксий В.Г. приобрел гражданство Российской Федерации на основании ст.14 части 2.1 ФЗ от 31.05.2002г. N 62 "О гражданстве Российской Федерации", решение ГУ МВД России по гор. Москве от 05.12.2016г, что следует из сообщения ОМВД России по Можайскому району г.Москвы (л.д.84), не может лишать истца права на включение рассматриваемого периода работы в подсчет специального стажа, так как в данный период истец, осуществлял работу, предусмотренную Перечнем, работодателем производились все необходимые отчисления в Пенсионный фонд России.

Как следует из копии военного билета, имеющейся в материалах дела, Плаксий В.Г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с 29.06.1985г. по 21.04.1987г.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Нестеренко П.В. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.

Служба Плаксий В.Г. в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных пенсий работникам здравоохранения.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.

На момент обращения Плаксий В.Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, перечисленных периодов, которые ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа, было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, перечисленных периодов, которые ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа, специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы составлял более требуемых 30 лет, а при таких обстоятельствах, учитывая, что наличие необходимого ИПК у истца ответчиком не оспаривается, ответчика следует обязать назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 03.05.2017г. - даты обращения за таковой в пенсионные органы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 марта 2018 года, отменить. Принять по делу новое решение:

Признать за Плаксий В.Г. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Плаксий В.Г. в календарном исчислении периоды с 29.06.1985г. по 21.04.1987г, с 20.10.1992г. по 31.07.1995г.; в льготном исчислении, как 1 год за 01 год 06 мес, периоды с 16.04.1996г. по 31.12.2001г, с 30.04.2005г. по 31.12.2011г.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление ПФР N 2 по г.Москве и Московской области назначить Плаксий В.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 03.05.2017г.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.