Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 октября 2018 г. по делу N 33-47357/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,

судей Климовой С.В, Рачиной К.А,

при секретаре Долгой И.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.

гражданское дело по апелляционной жалобе Лампашиной И.А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Лампашиной И.А. к ГУ- Главное Управление ПФР N 7 по Москве и Московской области о признании решения незаконным, обязании засчитать специальный трудовой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости - отказать.

УСТАНОВИЛА:

Истец Лампашина И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия специального стажа.

Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Лампашина И.А.

Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующим с 01.01.2015г, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 (далее - Список от 29.10.2002 года N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности,

имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено, в том числе, медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лампашина И.А. обратилась 05.07.2017г. к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением от 12.10.2017 г. N *** в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого стажа.

Стаж Лампашиной И.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, на дату обращения составляет 21 год 3 мес. 16 дней.

В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:

- с 29 октября 1988 года по 31 августа 1990 года (1 год 10 мес. 3 дня), в должности старшей медсестры на Ступинском металлургическом комбинате в д/с N2, так как в соответствии и с условиями и нормами, утверждёнными Постановлением СМ ССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" и со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, данное учреждение не предусмотрено.

- с 21 октября 2008 года по 04 июля 2017 года, (8 лет 08 мес. 14 дней), в должности процедурной медицинской сестры лаборатории в ЗАО "Центр эндохирургии и литотрипсии", так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, ЗАО "Центр эндохирургии и литотрипсии" не предусмотрен. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период представлен на общих условиях.

Истец претендовала на включение данных периодов в подсчет ее специального стажа, также просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.

Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет ее специального стажа период ее работы с 29 октября 1988 года по 31 августа 1990 года в должности старшей медсестры на Ступинском металлургическом комбинате в д/с N2, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, при этом исходит из следующего.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), который можно применить к данному периоду, такое наименование учреждения как "металлургический комбинат", данным Перечнем предусмотрено не было, не предусмотрено такое учреждение и Списком, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г. Доказательства того, что истец работала в учреждении, предусмотренном Перечнем, Списком, в материалах дела не имеется, данный период работы подтвержден только трудовой книжкой, где имеются записи: Ступинский металлургический комбинат - 29.10.1988г. принята в Д/с N 2 ст.мед.сестрой; 31.08.1990г. уволена в связи с переводом на работу в Военно-воздушную Академию им. Жуковского по соглашению между руководителями, запись скреплена печатью отдела кадров Ступинского металлургического комбината, то есть, определить каким образом расшифровывается "Д/с" не представляется возможным.

Рассматривая требования истца об обязании ответчика включить в подсчет ее специального стажа период ее работы с 21 октября 2008 года по 04 июля 2017 года, в должности процедурной медицинской сестры лаборатории в ЗАО "Центр эндохирургии и литотрипсии", суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, приняв во внимание следующее.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, который подлежит применению в данном случае, такое наименование учреждений, как "предприятие", "товарищество с ограниченной ответственностью", "общество с ограниченной ответственностью", "открытое акционерное общество", " закрытое акционерное общество", "акционерное общество", осуществляющие медицинскую деятельность, не указано.

Не было предусмотрено таких наименований и в ранее действовавших Списках.

Суд также принял во внимание, что медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию ( пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности у данного Общества, само по себе не свидетельствует о том, что истец в спорный период времени осуществлял трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.

Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшего в рассматриваемые спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемого спорного периода работы в специальный стаж.

Исковые требования в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсии по старости с момента обращения за таковой, являются, как указал суд, необоснованными, поскольку в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия назначается с момента обращения, но не ранее возникновения права на пенсию, при этом на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, ее специальный стаж, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, составлял менее 30 лет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе истец утверждает, что коллегам, работающим с ней в данной организации, были назначены досрочные пенсии, однако, указанное не может служить основанием для отмены решения суда, так как в данном случае рассматривается право именно истца на досрочное пенсионное обеспечение, то есть, даже если и имеются решения судов по рассмотрению гражданских дел с участием других истцов, за которыми признано право на досрочное пенсионное обеспечение, указанные дела, в силу действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении данного конкретного дела.

В апелляционной жалобе истец ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. N 11-П, однако, данный довод не может служить основанием для отмены решения суда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П признано не соответствующими Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время пункт 20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях") Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.

Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) - введена ФЗ-99 от 05.05.2014г, до этих изменений ст. 120 ГК РФ также указывала, что учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 23 июня 2009 года N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.

Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (в настоящее время пункт 20 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях, ранее - подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ"); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом ( статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение ( статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству ( статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям ( Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).

Такая же правовая позиция в последующем была изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О по жалобе А, работавшей медицинской сестрой в открытом акционерном обществе и оспаривавшей указанные же правовые нормы.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение ( определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).

Учитывая, что по своей организационно-правовой форме организация, где работала в спорный период истец, не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы не может быть включен в стаж работы истца, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Лефортовского районного суда года Москвы от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.