Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 октября 2018 г. по делу N 33-48351/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Вьюговой Н.М.,

судей Мухортых Е.Н, Бобровой Ю.М,

при секретаре Д,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Н.Н.П. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении требований Н.Н.П. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на выплату, обязании поставить на учет - отказать в полном объеме,

установила:

Н.Н.П. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) незаконным, признании права на ЕСВ, обязании поставить на учет для получения ЕСВ, указывая о том, что имея необходимую выслугу лет, обратился во ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Решением комиссии ФСИН России от 14.10.2017 истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369, а также на основании п.12 Правил. Истец считает указанное решение незаконным и просит его отменить.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Н.Н.П. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Л.А.М. в судебном заседании в иске просил отказать по основаниям письменных возражений.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Н.Н.П.

В судебном заседании коллегии представитель ответчика ФСИН России по доверенности К.А.С. доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Истец Н.Н.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания не заявил. С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности К.А.С, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2013 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Порядок и условия предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной выплаты установлен Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской. Федерации от 24,04.2013 годаN 369 (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник подает соответствующее заявление. К своему заявлению сотрудник в обязательном порядке прилагает документы, указанные в п. 5 Правил.

В соответствии с п. "и", "з" п. 5 Правил наряду с заявлением сотрудник должен предоставить документы:

выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам, указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Обстоятельств, освобождающих сотрудника от предоставления данных документов, Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, не содержат.

В случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

ФСИН России за исх. N04-11321 от 20.03.2014 разработаны Методические рекомендации по принятию сотрудников уголовно-исполнительной системы на учет для получения ЕСВ, согласно которым, при рассмотрении заявлений сотрудников о предоставлении ЕСВ необходимо учитывать, что к документам, подтверждающим наличие, или отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений, относятся справки Ростехинвентаризации (БТИ) по Субъектам Российской Федерации - местам жительства сотрудника и членов его семьи с 1991 по 1998 годы, справки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и криптографии (Росреестра) о наличии, или отсутствии в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений на территории всей Российской Федерации, сведения о которых зарегистрированы после 1998 года.

Таким образом, одним из обязательных условий постановки сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие в собственности этого сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.

Это обстоятельство должно быть подтверждено документально сведениями соответствующих органов. К таким документам относятся: за период до 1998 года - справки из бюро технической инвентаризации (БТИ) со всех мест регистрации по месту жительства, с 1998 года - выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним по всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных

в п. 5 Правил, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет

для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке

на указанный учет.

По смыслу названной нормы, предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем или членами его семьи жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.

Как усматривается из материалов дела, Н.Н.П, *** года рождения, старший прапорщик внутренней службы, зачислен в распоряжение ФКУ *** УФСИН России по Камчатскому краю, 11.08.2014 обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Выслуга Н.Н.П. в календарном исчислении более 31 года.

Вместе с рапортом Н.Н.П. представлены документы на состав семьи 2 человека (заявитель и его супруга Н.(Н.)Л.В, *** года рождения), в том числе свидетельство о заключении *** брака.

Установлено, что Н.Н.П. с супругой с 24.06.1988 по настоящее время постоянно зарегистрированы в принадлежащем заявителю жилом помещении по адресу: Камчатский край ***, общей площадью 16 кв.м. Всего на данной жилплощади зарегистрировано 3 человека.

По данному адресу представлены основные документы: домовая книга; заменяющие основные документы: лицевая карточка абонента.

Также к рапорту приложены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, представленные не всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием предыдущей фамилии супруги.

Комиссией ФСИН России принято решение, оформленное протоколом N 101 от 29.11.2016, об отказе Н.Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.

Как следует из указанного протокола заседания комиссии ФСИН, истцом представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях.

Отсутствие выписок из ЕГРП на ранее имевшиеся объекты недвижимости на всей территории Российской Федерации лишило комиссию ФСИН России прийти к выводу об обеспеченности и нуждаемости заявителя в жилом помещении.

При таком положении суд обоснованно посчитал, что у Комиссии ФСИН России имелись все основания для отказа истцу в удовлетворении его требований, поскольку при отсутствии выписок из ЕГРП на имевшиеся объекты имущества комиссия ФСИН России не могла прийти к выводу об обеспеченности или нуждаемости заявителя в жилых помещениях, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции согласился с решением комиссии ФСИН России и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец представил все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, были предметом исследования судом первой инстанции и своего подтверждения не нашли. Материалами дела подтверждается, что выписки из ЕГРП на ранее имевшиеся объекты недвижимости на всей территории Российской Федерации в комиссию ФСИН России представлены не были, что не позволило комиссии оценить жилищные условия и действия истца и членов его семьи по изменению своих жилищных условий, а также подтвердить наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, и, как следствие, повлекло отказ в постановке Н.Н.П. на учет.

Поскольку решение заседания комиссии ФСИН России, оформленное протоколом N 101 от 29.11.2016, принято компетентным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на нарушения норм материального и процессуального права, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на оспаривание выводов суда, оснований не согласиться с которыми у коллегии не имеется.

По смыслу приведенных выше Правил, предоставление ЕСВ носит заявительный, инициативный характер, а обязанность документального подтверждения и обоснованная оснований и условий получения ЕСВ возложена на заявителя. При таком положении именно на заявителе и ни на ком другом лежит обязанность предоставить документы, необходимые для решения вопроса о постановке на учет для получения ЕСВ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес законное и обоснованное решение.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела не допущено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.