Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2018 г. по делу N 33-49727/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,

судей Кнышевой Т.В, Полковникова С.В,

при секретаре Тренихиной Е.М,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И,

дело по апелляционной жалобе Чалых О.А.

на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Чалых О. А. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отказать,

УСТАНОВИЛА:

Истец Чалых О.А. обратилась в суд иском к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, указав в обоснование иска, что она зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу:... Указанная квартира была предоставлена матери истца - Беляковой Н. М, работавшей дворником в РЭО N 6 на основании решения N... от 24 января 1991 года. Истец указывала, что в соответствии с ордером N... от 30 января 1991 года, она была включена в состав семьи нанимателя. 23 марта 2004 года мать истца Белякова Н.М. умерла. Истец до настоящего времени проживает в квартире по указанному выше адресу, производит оплату жилищно-коммунальных услуг. Истец Чалых О.А. обращалась к ответчику по вопросу заключения с нею договора социального найма, в чем ответчик ей отказывал. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, истец Чалых О.А. просила обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:...

Истец Чалых О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Из представленных ранее письменных возражений на иск Чалых О.А. следует, что против удовлетворения иска ДГИ г. Москвы возражает, не возражает против рассмотрения дела в отсутствие представителя Департамента.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Чалых О.А. по доводам апелляционной жалобы.

В судебное заседание судебной коллегии представитель ответчика ДГИ г. Москвы не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Чалых О.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ).

При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения закона не были учтены и применены.

Как установлено судебной коллегией и усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, площадью... кв.м, расположенную по адресу:.., кадастровый номер.., находящееся в собственности города Москвы, номер и дата государственной регистрации права: N... от 08 октября 2008 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 ноября 2017 г. N...

Мать истца Чалых О. А. - Белякова Н. М. приказом от 20 апреля 1990 года была принята на работу в РЭУ-6 на должность дворника.

Приказом от 22 июля 1991 года з N... Белякова Н.М. была уволена по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР в связи с переводом в государственное малое предприятие РЭУ-7.

Согласно ответу на судебный запрос, поступившему из ГКУ г. Москвы "Центральный объединенный архив города Москвы от 16 апреля 2018 года, трудовой договор и трудовая книжка Беляковой Н.М. в архив не поступали.

Решением Куйбышевского районного совета народных депутатов г. Москвы от 24 января 1991 года N... было постановлено: предоставить дворнику Беляковой Н.М. на семью из двух человек (она и дочь - истец) однокомнатную квартиру N... в доме...

30 января 1991 года Исполнительным комитетом районного совета народных депутатов г. Москвы Беляковой Н.М, работающей в РЭУ-6 дворником, на семью из двух человек (она, дочь - истец) был выдан ордер в отношении служебного жилого помещения - однокомнатной квартиры по адресу:...

Мать истца Чалых О. А. - Белякова Н. М, умерла 23 марта 2004 года.

На основании решения Преображенского районного суда ВАО г. Москвы от 16 апреля 2002 года и по распоряжению главы Управы района Метрогородок N... от 08 октября 2001 года "О направлении несовершеннолетней Беляковой (Чалых) О.А. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец Чалых О. А. находилась в Детском доме N... в период с 08 октября 2001 года по 01 сентября 2009 года.

Как усматривается из выписки из домовой книги N.., выданной МФЦ района Богородское и Метрогородок, Чалых О. А. с 12 марта 1991 года зарегистрирована по адресу:...

Истец Чалых О.А. обращалась в Департамент городского имущества с заявлением по вопросу заключения договора социального найма в отношении квартиры по указанному выше адресу.

07 апреля 2016 года истец Чалых О.А. обращалась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о переводе спорной квартиры из служебной в муниципальную собственность и о заключении с ней договора социального найма.

Письмом от 04 мая 2016 года Департамента городского имущества г. Москвы истцу Чалых О.А. было разъяснено, что договор социального найма может быть заключен при условии, что граждане проработали в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы 10 и более лет; и что занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", для более детального рассмотрения вопроса истцу было предложено дополнительно представить заверенную копию всех страниц трудовой книжки Беляковой Н.М, свидетельство о рождении истца, справку о ранее выданных паспортах.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, свидетельствующие о наличии правовых оснований для заключения между сторонами договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:.., в материалах дела отсутствуют.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок предоставления служебных жилых помещений на момент возникновения спорных правоотношений регулировался положениями ст. ст. 101, 105, 106 ЖК РСФСР, согласно которым служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 ЖК РСФСР.

Согласно ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.

Статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма, аренды или субаренды жилых помещений.

Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Разъяснения, приведенные в статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", исходя из аналогии закона в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, подлежат применению к правоотношениям, касающимся жилищного фонда г. Москвы, относящегося в силу пункта 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ к государственному жилищному фонду. Поскольку установление иного повлекло бы за собой нарушение права граждан, проживающих в городах федерального значения, относительно прав граждан, проживающих в жилых помещениях, которые в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 подлежали передаче из государственной собственности в муниципальную.

Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения сторон не подпадают под действие Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N711-ПП, поскольку при передаче жилого помещения в собственность г. Москвы данное помещение утратило статус служебного и к правоотношениям сторон должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а требования истца об обязании ДГИ г. Москвы заключить договор социального найма на квартиру N.., расположенную по адресу:.., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Чалых О. А. к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить договор социального найма с Чалых О. А. на квартиру N., расположенную по адресу: г....

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.