Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В.,
судей Сальниковой М.Л, Мухортых Е.Н,
при секретаре Семиной О.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. дело по апелляционной жалобе истца Атласюка А.И. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Атласюка А.И. к МФЦ города Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино об оспаривании действий должностных лиц, признании незаконными действий по начислению оплаты, возложении обязанности производить расчет по показаниям индивидуального прибора учета, признании действий в применении тарифов незаконными, возложении обязанности производить начисление по тарифу, отказать,
установила:
Атласюк А.И. обратился в суд с иском к ГБУ МФЦ города Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино об оспаривании действий должностных лиц, признании незаконными действий по начислению оплаты, возложении обязанности производить расчет по показаниям индивидуального прибора учета, признании действий в применении тарифов незаконными, возложении обязанности производить начисление по тарифу. Истец просил признать действия МФЦ города Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино по начислению платы за потребленную коммунальную услугу по отоплению в отношении квартиры по адресу: * по общедомовому прибору учета незаконными и обязать ответчика производить расчет платы по показаниям индивидуального прибора учета (квартирного прибора учета) за номером 0886946 с учетом вступившего в законную силу 30 марта 2017 года решения Головинского районного суда г. Москвы ; признать действия ответчика в применении тарифа по оплате за потребленную коммунальную услуг по отоплению в сумме 2 199, 24 руб, горячему водоснабжению в сумме 160, 36 руб, страхованию в сумме 117, 94 руб, расчете излишествующей площади 32,8 кв.м. в отношении принадлежащей истцу и Атласюк Л.В. квартиры незаконными; возложить на ответчика обязанности по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифу на горячее водоснабжение и отопление в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, определить тариф и период оплаты; исключить из платежного документа оплату страхования квартиры и определить излишествующую площадь квартиры.
В качестве обоснования требований истцом указано, что он, его жена Атласюк Л.В, являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: *. Согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 04 декабря 2016 года N 1, в доме по указанному адресу управляющей компанией избрано ГБУ "Жилищник Молжаниновского района". Решением Головинского районного суда г..Москвы от 02 ноября 2016 года установлена обязанность управляющей компании производить начисление платы за услуги по горячему водоснабжению и отоплению по индивидуальным приборам учета, установленным в принадлежащей ему квартире. В период с 01 мая по 18 августа 2017 года управляющая компания не производила начисление платы за потребленные коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета. По рекомендации директора управляющей компании он обратился в МФЦ г..Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино по вопросу о проведении расчетов в соответствии с решением Головинского районного суда г..Москвы, представил паспорта на индивидуальные приборы учета, документы об излишней площади жилого помещения. В МФЦ ему отказали в приеме и внесению в компьютерную базу данных номера индивидуального прибора учета по отоплению, не приняли показания прибора учета. Специалистом МФЦ выдан платежный документ, в котором указаны тарифы по коммунальным услугам, не соответствующие тарифам, установленным Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 N 848-ПП. В частности, за коммунальную услугу по отоплению указан тариф в размере 2 199, 24 руб, за горячее водоснабжение - 160, 36 руб... В платежном документе содержаться данные о навязанной услуге по страхованию в сумме 117, 94 руб...
Также неверно отражен размер излишней площади жилого помещения как 32,8 кв. м... В ответ на в озражени е истца относительно правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, руководитель МФЦ сообщил, что ему стоит обратиться в управляющую компанию, так как начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производится по документам, представленным управляющей компанией. До настоящего времени в его адрес продолжают поступать платежные документы без изменения тарифов.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого на основании доводов апелляционной жалобы просит истец.
В заседание суда апелляционной инстанции явился истец, который поддержал апелляционную жалобу, просил об её удовлетворении и отмене решения суда первой инстанции.
Представитель третьего лица ГБУ "Жилищник Молжаниновского района" Сапожникова М.Ф, также явившаяся в заседание, просила об оставлении решения без изменения.
Представитель ответчика ГБУ МФЦ города Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино в заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя третьего лица, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец и Атласюк Л.В. зарегистрированы и являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: *, *. Управление многоквартирным домом, в котором расположена указанная квартира осуществляет ГБУ "Жилищник Молжаниновского района".
Начисление платы за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, формирование единого платежного документа по квартире истца осуществляет ГБУ МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино.
В сентябре 2017 года истец обратился в МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино по вопросу о проведении расчетов по оплате за холодное, горячее водоснабжение и отопление по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, представил паспорта на соответствующие приборы, а также решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2016 года, в соответствии с которым на прежнюю управляющую компанию была возложена обязанность производить начисление платы за услуги в соответствии показаниями индивидуальных приборов учета. Между тем, несмотря на его обращение, представленные документы, плата за отопление рассчитывается ответчиком по показаниям общедомового прибора учета.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ГБУ МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино по начислению платы за потребленную коммунальную услугу по отоплению по общедомовому прибору учета, возложении на ответчика обязанности производить расчет по показаниям индивидуального прибора учета (квартирного прибора учета) за номером 0886946 с учетом вступившего в законную силу 30 марта 2017 года решения Головинского районного суда г. Москвы, суд первой инстанции исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
Согласно части 1 ст атьи 153, части 2 статьи 154, части 2 статьи 155 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. П лата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
П лата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 1 ст атьи 157 ЖК РФ, р азмер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п унктом 3.2.1 Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП функция начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов - фактур с использованием Автоматизированной системы управления " Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ ( АСУ ЕИРЦ ) возложена на многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
В силу п унктов 23.1 - 23.4 постановления Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП " Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории г. Москвы" (вместе с " Перечнем государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории г. Москвы", " Положением об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории г. Москвы", " Перечнем правовых актов (отдельных положений правовых актов) г. Москвы, признаваемых утратившими силу " ), услуги по расчету (перерасчету) жилищно-коммунальных платежей, предоставлению информации жилищного учета оказываются ГБУ МФЦ г. Москвы.
В соответствии с Правил ами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
П унктом 42(1) предусмотрено, что постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (в ред. изм. и доп.) " О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов " о плата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
По смыслу приведенных положений закона и нормативных актов, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению на основании показаний индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии производится Государственным бюджетным учреждением г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг г. Москвы" при наличии данных о том, что все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными (квартирными) приборами учета.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ответчика ГБУ МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино пояснил, что данными о наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии во всех помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: *, ГБУ МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино, не располагает. По имеющимся сведениям указанный дом оборудован общедомовым прибором учета, по показаниям которого и производится начисление платы за коммунальную услугу по отоплению.
Учитывая указанные обстоятельства, а именно то, что расчет платы за тепловую энергию в силу приведенных положений нормативно-правовых актов производятся специалистами ГБУ МФЦ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино на основании данных, предоставляемых ГБУ "Жилищник Молжаниновского района", то, что ответчик не располагает сведениям о наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии во всех помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу:. *, оснований полагать, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится им на основании общедомового прибора учета незаконно, не имеется.
При таких обстоятельствах основани для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры по общедомовому прибору учета, равно как и оснований для удовлетворения производных требований о возложении на ответчика обязанности производить начисление соответствующей платы по показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии, отсутствуют.
Ссылки истца на решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2016 года, в соответствии с которым на прежнюю управляющую ООО "ГУ ЖФ" возложена обязанность по начислению платы, в том числе и за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с индивидуальным прибором учета тепловой энергии, судом первой инстанции отклонены, поскольку участником судебного разбирательства по спору, рассмотренному 02 ноября 2016 года Головинским районным судом г. Москвы ответчик не являлся, следовательно, указанное решение суда не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
С уд первой инстанции также не нашел оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий ответчика в применении тарифов по отоплению в сумме 2 199, 24 руб, горячему водоснабжению в сумме 160, 36 руб, включению в платежный документ услуги по страхованию, стоимостью 117, 94 руб, расчете излишней площади в размере 32,8 кв.м.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случаях, установленных законодательством РФ в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в г. Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП.
В соответствии с приложением N 8 к указанному Постановлению Правительства Москвы установлены тарифы на тепловую энергию для населения г. Москвы, предоставляемую ПАО "Мосэнерго" в размере 1 747, 47 руб, ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" в размере 1 742, 92 руб. (для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах), ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" в размере 2 199, 24 руб. (для потребителей, подключенных к тепловой сети после тепловых пунктов).
Из материалов дела, представленных истцом единых платежных документов усматривается, что до марта 2018 года расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производился ответчиком по тарифу в размере 2 199, 24 руб. (л.д. 71-75).
30 марта 2018 года управляющей компанией ГБУ "Жилищник Молжаниновского района" в адресу ГБУ г. Москвы районов Левобережный, Молжаниновский и Ховрино направлено поручение о проведении корректировочного перерасчета жителям многоквартирного дома по адресу: * за пери од с 01 июля 2017 года по 01 апреля 2018 года с применением тарифа за поставляемую ПАО "Мосэнергосбыт" тепловую энергию в размере 1 742, 92 руб. за 1 Гкал. Факт проведения соответствующего корректировочного перерасчета за коммунальную услугу по отоплению подтверждается соответствующим поручением, не отрицался и самим истцом в ходе судебного разбирательства.
Учитывая указанные обстоятельства, а именно наличие в материалах дела данных о применении ответчиком тарифа по коммунальной услуге отопление, соответствующего Постановлению Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, о проведении перерасчета платы за данную коммунальную услугу за предыдущий период, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований истца о признании незаконными действий ответчика в применении иного тарифа по указанной коммунальной услуге.
И з представленных истцом единых платежных документов усматривается, что при расчете платы за услугу по горячему водоснабжению ответчиком применяется тариф в размере 160, 35 руб... Между тем, применяемый ответчиком тариф при расчете платы за услугу по горячему водоснабжению не превышает тариф, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП. В соответствии с приложением N 9 к данному постановлению Правительства Москвы тариф на горячую воду для населения г. Москвы, поставляемую ПАО "Московская объединенная энергетическая компания", составляет 180, 55 руб...
Учитывая указанные обстоятельства, а именно то, что применяемый ответчиком тариф при определении платы за услугу по горячему водоснабжению не превышает тариф, утвержденный соответствующим Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, оснований полагать, что при расчете ответчиком платы за указанную коммунальную услугу нарушаются какие-либо права истца, не имеется, в связи с чем, основани для признания незаконными действий ответчика в применении данного тарифа, отсутствуют.
Согласно статьям 435, 437, 438 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
А кцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Разрешая заявленные исковые требования в отношении обоснованности включения в единый платежный документ платы за услуги страхования, суд первой инстанции исходил из того, что плата за страхование обязательной не является. Истец вправе заключить договор страхования путем акцептования публичной оферты, а именно - платежа по квитанции за соответствующую услугу. В случае отказа от заключения данного договора истец вправе не оплачивать данную услугу. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что включение данной услуги в единый платежный документ прав истца не нарушает. При таких обстоятельствах, суд счел возможным отказать истцу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ответчика по включению в единый жилищный документ платы за услугу по страхованию.
Также не подлежа ли удовлетворению требования истца о признании незаконными действий ответчика по расчету излишней площади квартиры. С оответствующие требования мотивированы тем, что жилое помещение предоставлено истцу Министерством обороны РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". При этом размер излишней площади определен указанным органом при предоставлении жилого помещения и составляет 2,8 кв. м. За указанную площадь жилого помещения истцом была произведена соответствующая оплата.
О пределение размера излишней площади жилого помещения, то есть площади, превышающей социальную норму жилого помещения, в силу положений, изложенных в Постановлении Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП, производится в целях расчета и предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате за жилое помещение (плата за пользование жилым помещением, плата за содержание жилого помещения и плата за капитальный ремонт) и отопление (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами меры социальной поддержки предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения). (пункт 15 приложение 5 к Постановлению).
Между тем, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержит положений, определяющих социальную норму жилого помещения в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате за жилое помещение.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что социальная норма жилого помещения, а также размер излишней площади жилого помещения, то есть площади, превышающей социальную норму жилого помещения, были определены при предоставлении истцу квартиры Министерством обороны РФ, размер соответствующего превышения составляет только лишь 2,8 кв.м, не имеется.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы об исследовании судом первой инстанции не всех материалов дела, поскольку из протокола от 13 июня 2018 года следует, что материалы гражданского дела исследованы в полном объеме (л.д. 134-135).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, а так же иное толкование закона.
Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда первой инстанции по существу спора, основанием для отмены решения не является.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального права коллегией не установлено.
Ссылок на какие-либо иные процессуальные нарушения, указанные в части 4 статьи 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебная коллегия не установила.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.