Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хидирова Аброра Ярашевича к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, рассмотреть ходатайство о признании беженцем
по апелляционной жалобе административного истца Хидирова А.Я. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Хидиров А.Я. обратился в суд с административным иском к УВМ ГУ России по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав, рассмотреть ходатайство о признании беженцем.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 10.12.2017г. через администрацию ФКУ "СИЗО-4" обратился с ходатайством о признании его беженцем, однако предусмотренные в этом случае по закону процедуры с ним не проводились, решение по его ходатайству не принято, что нарушает его права, поскольку его безопасное возвращение в страну гражданской принадлежности невозможно, у него имеются обоснованные опасения стать жертвой преследования в случае возвращения на родину.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2018 года постановлено: "Отказать Хидирову Аброру Ярашевичу в удовлетворении требований к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании провести процедуру предоставления убежища".
В апелляционной жалобе Хидиров А.Я. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В апелляционной жалобе Хидиров А.Я. ходатайствовал об участии в заседании судебной коллегии путем использования систем видеоконференц-связи; вместе с тем, согласно справке Начальника Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москвы от 12 ноября 2018 года организация видеоконференц-связи Центра с Московским городским судом технически невозможна; при этом, Хидиров А.Я. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела по его апелляционной жалобе, в судебном заседании его интересы представляет адвокат Голуб О.В. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 142, 150, 152 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассматривать дело в отсутствие Хидирова А.Я.
Представитель административного истца адвокат Голуб О.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Глазунов А.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела, имеются.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Разрешая спор, суд руководствовался статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьями 1 и 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" и исходил из того, что 07.09.2017 г. гражданин Узбекистана Хидиров А.Я. обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, минуя рассмотрение ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по причине отсутствия основания быть признанным беженцем на территории Российской Федерации; с ним были проведены опросы и анкетирование.
Решением от 13.10.2017 г. Хидирову А.Я. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
10.12.2017г. Хидиров А.Я. обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации (л.д. 6).
Согласно уведомлению УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 12 января 2018 года обращение Хидирова А.Я. от 10.12.2017 года было рассмотрено; административный истец проинформирован о судьбе его заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, принятом по итогам его рассмотрения решении об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; сообщено об отсутствии оснований для проведения повторной процедуры предоставления убежища на территории Российской Федерации (л.д. 36).
Оценив собранные по делу доказательства, сославшись на то, что в сентябре 2017 года административный истец от процедуры признания беженцем отказался, а при принятии решения от 13.10.2017 г. в полном объеме проведена оценка обстоятельств жизни и конкретной ситуации с иностранным гражданином, в частности, обстоятельств, по которым Хидиров А.Я. может быть признан беженцем, не установлено; заявитель не привел убедительных доводов (доказательств), почему он лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным в законе основаниям; в ходатайстве о признании беженцем от 10.12.2017 года каких-либо новых доводов заявитель не привел; суд пришел к выводу о том, что административный ответчик, в ответ на ходатайство иностранного гражданина направивший ему уведомление от 12.01.2018 года о рассмотрении обращения, не допустил незаконного, нарушающего права Хидирова А.Я. бездействия в рассматриваемых правоотношениях, а утверждения административного истца об обратном признал несостоятельными.
Согласиться с такими выводами суда не представляется возможным.
Так, Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предусматривает случаи предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), а также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12) и рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1, статья 3); а временное убежище - как возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 12).
В соответствии с федеральными законами от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказом Приказ МВД России от 07.11.2017 N 838 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (начал действовать с 17.12.2017 года).
Административным регламентом установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации; непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется также подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне - в части приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителями, пребывающими на территории Российской Федерации на законном основании (пункт 20.2).
Результатом предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем являются в силу пункта 22.1 Административного регламента принятие решения:
- об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направлении уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
- о признании беженцем и выдаче удостоверения беженца;
- об отказе в признании беженцем и направлении уведомления об отказе в признании беженцем.
Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД Росси в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства (пункт 23.1 Административного регламента). Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется по общему правилу в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу (пункт 23.2 Административного регламента).
При подаче ходатайства о признании беженцем уполномоченным должностным лицом проводится индивидуальное собеседование заявителя, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации, с заполнением опросного лица и анкеты со слов заявителя (пункты 30, 68, 70 Административного регламента).
Согласно административной процедуре, установленной разделом III Административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя прием ходатайства о признании беженцем; формирование и направление межведомственных запросов; предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, принятие решения по его результатам и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, принятие решения по его результатам и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища). При этом, в день подачи ходатайства о признании беженцем заявитель в соответствии законодательством Российской Федерации проходит процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.
По результатам предварительного рассмотрения ходатайства принимается одно из решений: о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.
Решение по результатам предварительного рассмотрения ходатайства о признании беженцем, подготовленное должностным лицом, ответственным за рассмотрение ходатайства о признании беженцем, утверждается руководителем (начальником) территориального органа МВД России на региональном уровне или его заместителем и приобщается к личному делу заявителя.
Анализируя применительно к изложенному действия административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях, судебная коллегия оснований полагать их соответствующими установленной административной процедуре не находит; применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статьей 62 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие, что ходатайство Хидирова А.Я. от 10.12.2017 года было рассмотрено в установленном порядке с принятием по нему решений, поименованных в пункте 22.1 Административного регламента; напротив, административный истец представил доказательства об обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении его прав.
При таких данных, вывод суда об отсутствии в рассматриваемом деле необходимой совокупности обстоятельств, поименованной в части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований признается судебной коллегией ошибочным, он противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона; рассмотрение ходатайства о признании беженцем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" об отсутствии незаконного бездействия территориального органа МВД России на региональном уровне не свидетельствует; такое ходатайство подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством о беженцах; доказательств принятия решения по ходатайству административного истца в таком порядке административный ответчик не представил; законодательный запрет иностранным гражданам обращаться с ходатайством о признании беженцем после принятия в отношении них решения по заявлению о предоставлении временного убежища отсутствует; утверждения административного истца о несоответствии действий (бездействии) территориального органа МВД России на региональном уровне ответчика требованиям действующего законодательства, нарушении прав иностранного гражданина нашли свое объективное подтверждение.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска законным и обоснованным не является, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием судебной коллегией на основании статьи 309 КАС РФ нового решения об удовлетворении требований, признании незаконным бездействия ГУ МВД России по г. Москве при рассмотрении ходатайства Хидирова А.Я. о признании беженцем с обязанием административного ответчика в целях устранения нарушения прав заявителя рассмотреть данное ходатайство в установленном законом порядке и сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177,309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 04 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Хидирова Аброра Ярашевича.
Признать незаконным бездействие ГУ МВД России по г. Москве при рассмотрении ходатайства Хидирова Аброра Ярашевича от 10.12.2017 года о признании беженцем.
Обязать ГУ МВД России по г. Москве рассмотреть ходатайство Хидирова Аброра Ярашевича от 10.12.2017 года о признании беженцем в установленном законом порядке и сроки.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.