Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 12 ноября 2018 г. по делу N 33а-8599/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе

председательствующего Д.В. Шаповалова,

судей А.Н. Пономарёва и В.В. Ставича,

при секретаре Д.Б. Сангаджиевой,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции России к Международной ассоциации "Знание" о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц

по апелляционной жалобе Международной ассоциации "Знание" в лице её президента Е.М. Малитикова на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 года,

заслушав доклад судьи А.Н. Пономарёва, выслушав объяснения представителя Международной ассоциации "Знание" М.В. Сёминой, представителя Министерства юстиции России Т.Ю. Дьячковой,

установила:

Министерство юстиции России обратилось в суд с указанным выше административным иском к Международной ассоциации "Знание", ссылаясь на то, что указанная некоммерческая организация прекратила свою деятельность.

Требования мотивированы тем, что Международная ассоциация "Знание" с 2013 года не представляет в Министерство юстиции России предусмотренной законом информации о своей деятельности, не реагирует на предупреждения об устранении этого нарушения закона.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 года постановлено: административный иск Министерства юстиции Российской Федерации к Международной ассоциации "Знание" о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить; признать Международную ассоциацию "Знание" (учётный номер *** (N ***7), ОГРН ***), прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В апелляционной жалобе Международной ассоциации "Знание", поданной Е.М. Малитиковым как её президентом, ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

В заседании судебной коллегии представитель Международной ассоциации "Знание" М.В. Сёмина, действуя по доверенности руководителя указанной организации Е.М. Малитикова, выданной 5 сентября 2018 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Министерства юстиции России Т.Ю. Дьячкова, по доверенности от 27 декабря 2017 года, просила решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.

Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя Международной ассоциации "Знание" М.В. Сёминой, представителя Министерства юстиции России Т.Ю. Дьячковой, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на неё, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При этом судебная коллегия исходила из следующего.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закреплённых непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закреплённых в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает имеющие значение для дела обстоятельства согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Суд применил приведённые законоположения целесообразно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, согласно которым необходимым условием для отказа в удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о соответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и соблюдение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В результате суд пришёл к верному выводу о том, что Министерство юстиции России опровергло представленные Международной ассоциацией "Знание" доказательства нарушения её прав. Выводы суда в решении мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах. Существенных нарушений процессуального закона судом не допущено.

Так, никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с которыми Международная ассоциация "Знание" зарегистрирована Министерством юстиции СССР 29 ноября 1991 года, учётный номер *** (N ***), ОГРН ***, а в качестве юридического лица значится в Едином государственном реестре юридических лиц с 17 февраля 2003 года.

C 2011 года Международная ассоциация "Знание" вопреки части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года N 82 "Об общественных объединениях" не представляет в Министерство юстиции России документы, содержащие отчёт о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянного действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц не предоставляет.

Кроме того, в нарушение абзаца 8 указанной статьи Международная ассоциация "Знание" не представила в Министерство юстиции России информацию за 2013-2015 годы об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5 августа 2014 года в адрес постоянного действующего руководящего органа Международной ассоциации "Знание" Министерством юстиции России вынесено предупреждение N *** с указанием срока устранения нарушений до 6 октября 2014 года, которое вернулось с почтовой отметкой "истёк срок хранения". В связи с этим в адрес президента указанной Международной ассоциации Министерством юстиции России так же направлено предупреждение от 7 августа 2014 года N ***, которое вернулось с почтовой отметкой "истёк срок хранения".

30 июля 2015 года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес постоянного действующего руководящего органа Международной ассоциации "Знание" вынесено предупреждение N *** с указанием срока устранения нарушений до 11 сентября 2015 года, которое вновь вернулось с почтовой отметкой" истёк срок хранения", как и письмо N 11-113664/15 от 5 октября 2015 года, адресованное президенту Ассоциации Е.М. Малитикову, о необходимости предоставить отчёт о деятельности организации и внести изменения в сведения об адресе Международной ассоциации "Знание".

Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Министерство юстиции Российской федерации не поступила до настоящего времени.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд проверил указанные обстоятельства и признал их доказанными, влекущими удовлетворение административного иска в соответствии с нормами материального права, на которые ссылалось Министерство юстиции России.

Судебная коллегия сочла приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не согласилась с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого судебного постановления.

Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи? То есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В пункте 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Молодёжный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства" и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" разъяснено, что при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчётности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчётности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", утверждённому Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456, (здесь и далее - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

Согласно абзацу 6 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством (пункт 98 названного Административного регламента).

В соответствии с приведёнными законоположениями судом установлено, что Международная ассоциация "Знание" на протяжении нескольких лет нарушает названные требования законодательства, включая нормы статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", указанные нарушения являются не только неоднократными, но и грубыми, поскольку препятствуют установлению в деятельности административного ответчика признаком иностранного агента. Суд обоснованно принял во внимание данные о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу Международной ассоциации "Знание", неявку в судебное заседание её руководителя, отсутствие возражений против административного иска.

Как уже было отмечено выше, непредставление в установленный срок документов отчётности свидетельству eт не только о фактическом прекращении Международной ассоциацией "Знание" своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства.

Вместе с тем судом установлено соблюдение Министерством юстиции России упомянутого выше Административного регламента, а следовательно, и прав Международной ассоциация "Знание" при соблюдении порядка обращения в суд с настоящим административным иском.

Апелляционная жалоба выводы суда не опровергает, не учитывает, что признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением её из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и её последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях" не связывает с таким признанием запрет на её деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает её возможности приобрести статус юридического лица заново.

Судебная коллегия признала ошибочным довод апелляционной жалобы о неизвещении Международной ассоциация "Знание" о месте и времени судебного заседания, потому что он опровергается материалами дела с указанием почтового идентификатора, согласно которому суд исполнил обязанность заблаговременно известить административного ответчика о судебном разбирательстве и не может нести ответственность за то, что почтовое извещение не было получено административным ответчиком по причинам, не зависящим от суда.

По тем же основаниям судебная коллегия отвергла доводы апелляционной жалобы, в которых заявитель указывает на нечитаемость почтовых идентификаторов, представленных Министерством юстиции России в подтверждение направления последним предупреждений в адрес Международной ассоциации "Знание" и её руководителя, так как достоверность указанных идентификаторов ? ***, *** ? не вызывает сомнений.

Не содержит апелляционная жалоба и доказательств соблюдения Международной ассоциацией "Знание" требований закона, на нарушение которых указано Министерством юстиции России, одно из которых, как указано выше, является грубым. Сами предупреждения Министерства юстиции России в адрес административного ответчика, которые были положены в основу судебного акта, до настоящего времени не обжалованы и не отменены.

Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов в решении суда и потому не могут служить основанием для отмены этого решения.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

определила:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.