Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 14 ноября 2018 г. по делу N 33а-9615/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича

судей А.Н. Пономарёва, А.В. Тиханской,

при секретаре А.А. Куркиной,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца Д.Ю. Кириллина на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 16 июля 2018 года по административному иску Д.Ю. Кириллина к Управе района Чертаново Южное г. Москвы, о признании незаконными действий по демонтажу металлического тента для хранения автомобиля, восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛА:

Д.Ю. Кириллин обратился в суд с указанным выше административным иском к Управе района Чертаново Южное г. Москвы ссылаясь на то, что в 2014 году вступившим в законную силу решением суда Управе района Чертаново Южное было отказано в сносе гаражных тентов, однако 11 апреля 2018 года он вновь получил уведомление о демонтаже тентов для хранения автомобилей, которые были незаконно подвергнуты сносу, что нарушило ее права как владельца металлического тента.

Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 16 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административным истцом Д.Ю. Кириллиным ставится вопрос об отмене решения.

Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Д.Ю. Кириллина, административного ответчика Управы района Чертаново Южное и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Установлено, что утвержденным Префектурой ЮАО г. Москвы решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы от 1 октября 2015 года, оформленным протоколом, принятым в соответствии с постановлением правительства г. Москвы от 2 ноября 2012 года N614-ПП, признано, что металлические тенты в количестве 14 штук, пост охраны и ограждения, расположенные на земельном участке по адресу *** в г. Москве размещены без оформления земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации (л.д. 34-37).

На ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" и Управу района Чертаново Южное г. Москвы возложена обязанность по освобождению земельного участка от незаконно размещенных на них объектах.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что представленные Д.Ю. Кириллиным документы не являются для административного ответчика применительно к нормам Земельного кодекса РФ правовым основанием для признания права пользования земельным участком, на котором расположены металлические тенты.

Исходя из этого, суд пришел к выводу, что Управа района Чертаново Южное г. Москвы, совершая действия по уведомлению владельцев гаражных тентов и их демонтажу, обоснованно исходила из отсутствия оформленных отношений по пользованию земельным участком. Это давало правовые основания для принятия органом государственной власти решения о демонтаже автостоянки.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.

Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N636-ПП, не допускает размещение на территории г. Москвы за счет внебюджетных источников металлических тентов, предусматривая вместо них плоскостные парковки - площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов.

При этом нормативными правовыми актами г. Москвы регламентировано выявление объектов некапитального строительства, включая металлические тенты.

В соответствии с разделом 2.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 24 февраля 2010 г. N157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" Префектура, в пределах своей компетенции, участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа г. Москвы, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.

Аналогичная норма установлена п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (вместе с Перечнем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению), утвержденным постановлением правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N614-ПП.

Пунктом 3.1 названного Положения определено, что незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.

Постановлением правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N234-ПП (ред. от 11 декабря 2013 г.) "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, а также Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Окружной комиссии Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.

Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется настоящим Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы (п. 1.2 того же Положения).

В силу п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 указанного Положения решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. 1.5). Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6). Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией (п. 1 7).

Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.

Комиссия вправе принимать решения:

о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.

о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

Регламент Окружной комиссии, закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти города Москвы и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.

Таким образом, достаточным условием принятия окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы решения о демонтаже объектов некапитального строительства и, соответственно, его утверждения префектурой ЮАО г. Москвы, является отсутствие у владельцев металлических тентов документов, подтверждающих возникновение у них применительно к конкретным нормам Земельного кодекса РФ права пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом землепользования.

Таких документов, подтверждающих оформление административным истцом отношений землепользования, в деле не имеется.

В решении Чертановского районного суда г. Москвы от 10 июня 2009 года, на которое Д.И. Кириллин ссылается в жалобе, дана оценка законности размещения металлических тентов на земельном участке, однако никем из лиц участвующих в деле не оспаривалось, что с 2009 года и по настоящее время земельно-правовые отношения владельца гаражного бокса не оформлялись, что противоречит принципу платности землепользования в городе Москве.

По данному делу судом правомерно установлено, что спорный земельный участок земельно-правовыми отношениями не обременен, а действующий Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N636-ПП, не допускает размещение на территории г. Москвы за счет внебюджетных источников металлических тентов.

Следовательно, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок совершения оспариваемых действий соблюден, основания для совершения оспариваемого действий имелись.

Напротив, Д.И. Кириллин не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.

Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чертановского районного суда г. Москвы от 16 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.