• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Московского городского суда от 29 октября 2018 г. по делу N 3а-3436/2018

 

Московский городской суд в составе

судьи Басырова И.И,

с участием прокурора Лазаревой Е.И,

при секретаре Барановой Е.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3436/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" о признании частично недействующим Приложения 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",

УСТАНОВИЛ:

28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.

Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).

Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" к постановлению изложено в новой редакции, действующей, с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.

В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 9229 включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1061, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 18, корпус 6 (далее здание 1), под пунктом 9527 включено здание с кадастровым номером 77:03:0004005:1044, расположенное по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14 (далее здание 2), под пунктом 9572 включено здание с кадастровым номером 77:03:0004006:1149, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Соколиной горы 9-я, д. 15А (далее здание 3).

Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" к постановлению изложено в новой редакции, действующей, с 1 января 2018 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее - перечень на 2018 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2017, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, том 2, том 3, том 4, том 5.

В названный Перечень, действующий с 1 января 2018 года, под пунктом 9526 включено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1061, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 18, корпус 6, под пунктом 9840 включено здание с кадастровым номером 77:03:0004005:1044, расположенное по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14, под пунктом 9883 включено здание с кадастровым номером 77:03:0004006:1149, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Соколиной горы 9-я, д. 15А.

Акционерное общество "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" (далее АО "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют") обратилось в Московский городской суд с уточненными исковыми требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части пунктов 9229, 9527, 9572 Перечня на 2017 год, пунктов 9526, 9840, 9883 Перечня на 2018 год.

В обоснование заявленных требований АО "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" указало на то, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и бытового обслуживания, фактически здания не используются для этих целей. В связи с этим отсутствуют основания для включения зданий в Перечни на 2017, 2018 года исходя из положений статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".

Представитель АО "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" по доверенности Лебедева Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривала.

Представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Борисова К.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что здания были включены в Перечни на 2017, 2018 года на основании статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в связи с видом разрешенного использования земельных участков - в отношении зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 18, корпус 6, а так же по адресу: г. Москва, ул. Соколиной горы 9-я, д. 15А, а в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0004005:1044 по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14 в связи с фактическим использованием здания.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит указанные нежилые здания.

Согласно примечанию к приложению N 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП здания (строения, сооружения), включенные в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.

С учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога за налоговые периоды 2017 и 2018 года в отношении указанных нежилых зданий.

Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права АО "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.

В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.

Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.

Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1.1. Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что по общим правилам т акое условие как предназначение здания (строения, сооружения) для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения на территории г. Москвы как субъекта Российской Федерации основанием для признания объекта недвижимого имущества объектом налогообложения, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, не является.

На территории г. Москвы н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Проверяя оспариваемые пункты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что АО "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" на праве собственности принадлежат:

- здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1061, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 18, корп. 6 общей площадью 494,3 кв.м (далее здание 1);

- здание с кадастровым номером 77:03:0004005:1044, расположенное по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14, общей площадью 5461 кв.м (далее здание 2);

- здание с кадастровым номером 77:03:0004006:1149, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Соколиной горы 9-я, д. 15А, общей площадью 719,6 кв.м (далее здание 3).

Здания 1 и 3 включены в оспариваемые Перечни 2017 и 2018 годов по виду разрешенного использования земельного участка.

Здание 2 включено в оспариваемые Перечни 2017 и 2018 годов по виду его фактического использования, на основании обследования, проведенного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Госинспекция).

В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории г. Москвы действуют положения ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", которые устанавливают особенности определения налоговой базы недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 1.1 Закона города Москвы N 64 в редакции, действующей с 01.01.2017 года, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Москвы 14.05.2014 г. N 257-ПП утвержден определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

В силу п. 1.2 названного Порядка и п. 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).

Здание 2 включено в Перечни 2017 года и 2018 года на основании акта Госинспекции от 11.08.2016 N 9030798/ОФИ, согласно которому 42,76% от общей площади здания используется для размещения офисов, объектов торговли.

В 2018 году также здание было обследовано и составлен акт от 13.04.2018 N 9032305/ОФИ, согласно которому 4,23 % от общей площади здания фактически используется под объекты торговли, 95,77% - для осуществления деятельности в области исполнительских искусств.

В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля инспектор Госинспекции Прасол К.С, принимавший участие в мероприятиях по определению вида фактического использования спорного здания в 2016 и 2018 годах, который показал, что обследования были произведены с доступом в здание. Здание, расположенное по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14 является домом культуры. В здании располагалась сама организация, офисы, магазин, кружки и секции, приемная регионального отделения политической партии "Единая Россия". По результатам обследования в 2016 году составлен акт, согласно которому более 20% от общей площади здания использовалось для размещения офисов и торговлю. В 2018 году в спорном здании была охрана, после обследования установлено, что помещения в здании используются для осуществления деятельности в области исполнительских искусств. Составлен акт, согласно которому здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из представленных суду документов следует, что спорное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения и последующей эксплуатации производственных корпусов".

АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" является режимным предприятием военно-промышленного комплекса РФ, имеет лицензию на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации военной техники.

В здании по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 14 (здание 2) расположен дом культуры.

В период 2017 года в здании 2 в аренду под офисы были сданы помещения ООО "Ателье мебели" 595,7 кв.м, ОАО "Салют-Энергия" 69,4 кв.м, ООО "Центр правовых коммуникаций" 15,6 кв.м, ООО "Партнер-5000" 17,5 кв.м, а всего согласно договорам аренды площадью 698,2 кв.м. В аренду под общественное питание ООО "РТС ПЛЮС" было передано 164,7 кв.м. Кроме того, АО "НПЦГ "Салют" под торговлю собственной продукцией использовало помещение площадью 134 кв.м.

В период 2018 в здании 2 в аренду под офисы были сданы помещения ИП Дубинин В.А. 66,4 кв.м, ООО "Центр правовых коммуникаций" 15,6 кв.м, офис Московского городского регионального отделения политической партии "Единая Россия" 17,8 кв.м, ООО "Московская Академия иностранных языков" 21,3 кв.м, а всего согласно договорам аренды площадью 121,1 кв.м. В аренду под общественное питание ООО "РТС ПЛЮС" было передано 164,7 кв.м. Кроме того, АО "НПЦГ "Салют" под торговлю собственной продукцией использовало помещение площадью 134 кв.м.

Согласно представленным договорам офис регионального отделения партии "Единая Россия" находился и действовал в спорном здании 11 месяцев с 11.03.2014 г, а также с 03.04.2017 г. по 31.10.2018 г.

Сервисный центр "М TD " принадлежал компании ООО "Партнер-5000", которая арендовала помещение в здании с 01.07.2016 г. по 31.05.2017 г.

Представителями административного истца и ответчика суду были представлены расчеты о фактическом использовании здания 2 на начало налогового периода 2017 и 2018 годов.

Согласно расчету истца на 01.01.2017 г. для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания использовалось 19,87 % от общей площади здания 2.

По расчету ответчика по состоянию на 01.01.2017 г. для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания использовалось 25,8 % от общей площади спорного здания.

Согласно расчету истца по состоянию на 01.01.2018 г. для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания использовалось 7,85% от общей площади здания 2.

По расчету ответчика по состоянию на 01.01.2018 г. для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания использовалось 14 % от общей площади спорного здания.

Проанализировав представленные сторонами расчеты, суд исходит из того, что расчет, представленный представителем административного ответчика, является верным, поскольку он составлен в точном соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП и является арифметически правильным. Расчет, представленный представителем административного истца, не может быть принят в основу выводов суда, поскольку он не соответствует указанной Методике.

Таким образом, поскольку по состоянию на 01.01.2017 г. для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания использовалось 25,8 % от общей площади здания 2, то оно обоснованно было включено в Перечень 2017 года, в связи с чем, требования истца в части оспаривания пункта 9527 Перечня на 2017 год удовлетворению не подлежат.

Здания 1 и 3 включены в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования.

По состоянию на 01.01.2017 г. и на 01.01.2018 г. здание 1 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:29, имеющим вид разрешенного использования "размещение и последующая эксплуатация производственных корпусов".

Доводы представителя Правительства Москвы о том, что согласно сведениям публичной кадастровой карты здание 1, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003017:60 с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5;1.2.7; 1.2.9)", опровергаются сведениями ЕГРН и ответом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росрееста по Москве (т. 2, л.д. 383-384).

Здание 3 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004006:28 с видом разрешенного использования: "эксплуатации административного здания и благоустройства прилегающей территории без права установки ограждения".

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве указан в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве".

Пунктом 3.2 указанного постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9);

Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают размещение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения исходя из кадастровой стоимости, совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здания 1 не соответствуют видам разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание 3 не в полной мере соответствуют видам разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний.

Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание 3, не является однозначно определенным, безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Все помещения в спорном здании 1 используются административным истцом в соответствии с уставной деятельностью. В нем находятся мастерские и склады под производственные цели, что подтверждено инспектором Прасолом К.С, осуществлявшим обследование здания, допрошенным в качестве свидетеля.

В аренду сторонним организациям помещения в этом здании в период 2016-2018 гг. не сдавались.

Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными истцом документами, а также актом Госинспекции от 13.04.2018 г. N 9032311/ОФИ согласно которому 100% общей площади здания 1 используются под промышленность и производство.

Здание 3 с июня 2017 года не эксплуатируется и по назначению не используется. Рабочие места в нем освобождены и ликвидированы, инженерные коммуникации здания отключены от городских сетей, что подтверждается документами ПАО "МОЭСК" по отключению поставки тепловой энергии и АО "Мосводоканал" по отключению водоснабжения. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются актом Госинспекции от 13.04.2018 г. N 9032310/ОФИ, в котором отдельно указано на то, что здание не эксплуатируется и согласно которому 100% общей площади здания не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также фотоматериалами к нему.

До июня 2017 года здание 3 также использовалось административным истцом в соответствии с уставной деятельностью. В нем до июня 2017 года располагался жилищно-коммунальный отдел административного истца, что подтверждается положением о жилищно-коммунальном отделе, организационной структурой управления, штатным расписанием.

В аренду сторонним организациям помещения в этом здании в юридически значимый период не сдавались.

Доказательств того, что помещения зданий 1 и 3 фактически использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (не менее 20 процентов от общей площади здания) и отвечали условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, ответчиком не представлено.

Таким образом, указанные виды разрешённого использования земельных участков, на которых расположены рассматриваемые здания, учитывая установленные обстоятельства фактического использования зданий, не позволяют отнести их к земельным участкам, предназначенным для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Соответственно, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и законности включения объектов недвижимости в Перечни.

Однако Правительством Москвы таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения в Перечни на 2017, 2018 год зданий 1 и 3, не представлено.

Таким образом, рассматриваемые здания 1 и 3, включенные в указанные пункты Перечней на 2017, 2018 год, не соответствуют критериям ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".

Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты 9229, 9572, вступило в силу с 1 января 2017 года.

Постановление Правительства Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты 9526, 9840, 9883, вступило в силу с 1 января 2018 года.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 9229, 9572 Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими с 01 января 2017 года, а пункты 9526, 9840, 9883 Перечня на 2018 год подлежат признанию недействующими с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" удовлетворить частично.

Признать недействующим с 1 января 2017 года пункты 9229, 9572 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".

Признать недействующим с 1 января 2018 года пункты 9526, 9840, 9883 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".

В удовлетворении требований акционерного общества "Научно-Производственный Центр Газотурбостроения "Салют" о признании недействующим с 1 января 2017 года пункта 9527 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

Судья Московского городского суда Басыров И.И.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.