• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Московского городского суда от 03 декабря 2018 г. по делу N 3а-3835/2018

 

Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3835/2018 по административному исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 24 октября 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной стоимости в размере 2 403 070 000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит указанный земельный участок. В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования признаются плательщиками земельного налога. В силу статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 4 305 020 334,70 руб, она утверждена по состоянию на 24 октября 2016 года в акте определения кадастровой стоимости от 31 декабря 2016 года и рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП.

С указанной выше кадастровой стоимостью административный истец не согласен, полагает ее несоответствующей рыночной стоимости. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** определена в отчете об оценке, составленном ООО ГК "РАДИАН" от 18.07.2018г. N GKR /1804/ЗМ/1 и составляет на дату определения кадастровой стоимости 2 403 070 000 руб. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 09.08.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта в соответствии с результатом судебной экспертизы. Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Судом установлено, что административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 4 305 020 334,70 руб, она утверждена по состоянию на 24 октября 2016 года в акте определения кадастровой стоимости от 31 декабря 2016 года и рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования признаются плательщиками земельного налога. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.

Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец при обращении в суд представил в суд отчет об оценке, составленный ООО ГК "РАДИАН" от 18.07.2018г. N GKR /1804/ЗМ/1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** составляет на дату определения кадастровой стоимости 2 403 070 000 руб.

Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 09.08.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено. Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости земельного участка и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельного участка в целях устранения возникших сомнений по ходатайству административного истца определением Московского городского суда от 24 октября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой по ходатайству административного истца поручено ООО "Центр делового консультирования".

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 1811-160ЭК от 22.11.2018г. отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО ГК "РАДИАН" от 18.07.2018г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лицами, участвующими в деле, данный вывод эксперта не оспаривался.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** по результатам судебной экспертизы определена экспертом в размере 2 468 227 358 руб.

Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объекта по результатам судебной экспертизы. Экспертное заключение своевременно было направлено в адрес Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, однако возражений на экспертное заключение представлено не было.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.

В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 26 июля 2018г. Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 26 июля 2018г, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года.

Из материалов дела усматривается, что новая кадастровая стоимость установлена в отношении земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** на основании акта об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 14 августа 2018 года.

Таким образом, установленная настоящим судебным решением кадастровая стоимость в отношении указанного выше объекта недвижимости подлежит применению в период с 01 января 2018 года по 13 августа 2018 года.

Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить по состоянию на 24 октября 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 2 468 227 358 (Два миллиарда четыреста шестьдесят восемь миллионов двести двадцать семь тысяч триста пятьдесят восемь) рублей на период с 01 января 2018 г. по 13 августа 2018 года

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 июля 2018 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости на данный период.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

 

Судья

Московского городского суда И.С. Баталова

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.