• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Определение Московского городского суда от 19 ноября 2018 г. по делу N 4г-12106/2018

 

Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Дадиани Р.В., направленную посредством почтовой связи 27 августа 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 03 сентября 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года в редакции определения от 21 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июля 2018 года по делу по иску Дадиани Р.В. к ФСИН России о признании права на выплату и обязании поставить на учет,

установил:

Дадиани Р.В. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения ФСИН России от 13 апреля 2016 года об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с даты обращения - 03 марта 2014 года, ссылаясь на то, что имея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией ФСИН России принято решение об отказе в постановке на учет, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. С решением истец не согласен, считает незаконным, нарушающим права и подлежащим отмене.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года, в редакции определения от 21 мая 2018 года, постановлено:

В удовлетворении требований Дадиани Р. В. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании права на выплату и обязании поставить на учет - отказать в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июля 2018 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года в редакции определения от 21 мая 2018 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.

07 сентября 2018 года данное дело было истребовано из Замоскворецкого районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 19 сентября 2018 года поступило в Московский городской суд.

В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: - с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); - с обменом жилыми помещениями; - с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; - с выделением доли собственниками жилых помещений; - с отчуждением жилых помещений или их частей.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В пункте 5 Правил N 369 от 24 апреля 2013 года закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.

В числе прочего подп. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; подп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему помещении его супруг, а также дети и родителя данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве члена своей семьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между членами его семьи.

Судом установлено, что Дадиани Р.В, капитан внутренней службы, инженер отдела технического контроля ФКУ Управление автотранспорта ФСИН России, обратился с рапортом в комиссию ФСИН России о принятии на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 03 марта 2014 года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Состав семьи 3 человека: заявитель, супруга *, (брак заключен 10 января 2004 года, свидетельство представлено), дочь *.

Заявитель, супруга и дочь с 22 сентября 2010 года постоянно зарегистрированы по адресу: * Жилое помещение общей площадью 64,6 кв.м, собственником которого является * (тетя заявителя). Количество постоянно зарегистрированных не указано. Представлены выписка из л/с, справка из администрации о составе семьи, справка об отсутствии задолженности, справка для предоставления субсидий, выписка из домовой книги на заявителя, супругу и дочь, копии карточек регистраций.

Ранее заявитель с 24 июля 2006 года по 22 сентября 2010 года был постоянно зарегистрирован по адресу: *. Жилое помещение общей площадью 33,23 кв.м. являлось служебным. Представлены карточка учета военнослужащего на квартирном обеспечении в Минобороны России, справка о сдаче жилого помещения, справка о прохождении службы.

Справки БТИ представлены. Выписки ЕГРП представлены на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя. Информация представлена всеми территориальными органами Росреестра.

Согласно справки БТИ у заявителя в общей долевой собственности (доля в праве ?) - 12,65 кв.м находится жилое помещение общей площадью 50,6 кв.м, другие собственники родители и брат (доля в праве ? у каждого). Жилое помещение расположено по адресу: *.

Заявитель рапортом от 09 октября 2014 года приобщил дополнительные документы к материалам своего учетного дела. Представлены справка по адресу: * об отсутствии л/с и справка о зарегистрированных лицах а также справки, в которых сообщается, что супруга с 24 июля 2006 года по 19 октября 2010 года, дочь с 31 июля 2006 года по 19 октября 2010 года были постоянно зарегистрированы по указанному адресу.

Также заявитель представил свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, расположенное по адресу: *. Жилое помещение находится в общей долевой собственности у тети заявителя и *. (сын тети) - доля в праве ? у каждого. Исходя из представленного свидетельства, по указанному адресу постоянно зарегистрировано 5 человек.

По результатам рассмотрения представленных Дадиани Р.В. документов комиссией принято решение об отказе заявителю в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения в соответствии с требованиями ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отказывая Дадиани Р.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь названными правовыми нормами, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что комиссией ФСИН России было принято законное решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца более 15 квадратных метров, поскольку с учетом регистрации по месту жительства в квартире по адресу: *, принадлежащей на праве собственности тете заявителя (обеспеченность на каждого члена семьи по 12,92 кв.м), а также наличия в собственности заявителя 12,65 кв.м. жилого помещения по адресу: *, обеспеченность каждого члена семьи заявителя составляет более 17 кв.м.

Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.

Доводы апелляционной жалобы о том, что супруга и несовершеннолетний ребенок были зарегистрированы и проживали в квартире по адресу: *, принадлежащей тети истца * и её сына * на основании договора безвозмездного пользования с 2010 года, при этом не являлись членами их семьи, судебная коллегия отклонила, как необоснованные, поскольку они сделаны при неправильном толковании ст.ст. 30, 31, 69 ЖК РФ.

С точки зрения жилищного законодательства членами семьи считаются проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Так, в материалах дела имеется выписка из лицевого счета, согласно которой истец Дадиани Р.В. указан в качестве племянника собственника квартиры по адресу: *, его жена указана в качестве жены племянника, а несовершеннолетняя дочь в качестве дочери племенника (л.д. 85).

Одновременно вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, комиссией ФСИН России правомерно при расчете единовременной социальной выплаты учитывалась жилая площадь, занимаемая истцом и членами его семьи по адресу: *, и верно сделан вывод об обеспеченности на одного члена семьи более 15 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы о занятии истцом и членами его семьи жилого помещения по договору безвозмездного пользования судебная коллегия отклонила, как необоснованные, поскольку указанный договор в комиссию ФСИН не представлен, при этом на правильность вывода суда об обеспеченности на одного члена семьи более 15 кв.м данный довод не влияет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец заявил в суде первой инстанции ходатайство о приобщении к материалам дела решения Ряжского районного суда Рязанской области, которым прекращено право пользования истца и членов его семьи жилым помещением по адресу: *, отклонены судебной коллегией, как необоснованные, поскольку суд не может подменять собой уполномоченный орган на принятие решения о выплате единовременной социальной выплаты - комиссию ФСИН России, которая при вынесении отказа в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты, действовала в рамках своих полномочий и руководствовалась представленными истцом документами, полнота которых истцом не обеспечена, указанное решение представлено не было.

Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.

Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

в передаче кассационной жалобы Дадиани Р.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 октября 2017 года в редакции определения от 21 мая 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июля 2018 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.

 

Судья

Московского городского суда Э.А. Магжанова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.