• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Определение Московского городского суда от 20 ноября 2018 г. по делу N 4г-14845/2018

 

Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Красноперовой Н.В., поступившую в суд кассационной инстанции 25 октября 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 07 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Красноперовой Н.В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (третье лицо: ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани") о взыскании задолженности по заработной плате за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы, расходов на услуги представителя,

установил:

Красноперова Н.В, уточнив свои требования, обратилась в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о взыскании задолженности по заработной плате за период с января 2008 года по январь 2015 года в размере 1 883 260, 92 руб. - за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 года по 22 июня 2015 года в размере 525 201, 82 руб, расходов на услуги представителя в размере 10 000 руб.

В обоснование своих требований истица указала на то, что с 01 января 2008 года она состояла в трудовых отношениях с ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" на основании трудовых договоров N 1 от 31 декабря 2007 года, от 31 декабря 2008 года, от 31 декабря 2009 года, от 31 декабря 2010 года. На основании Приказа Федерального агентства по промышленности (Роспром) от 31 января 2005 года N 17 учреждение находится в стадии ликвидации, создана ликвидационная комиссия. Решением Ленинского районного суда города Самары от 27 октября 2015 года по делу N 2-3773/2015 с ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" в ее (истицы) пользу взыскана задолженность по заработной плате за период с января 2008 года по январь 2015 года в размере 1 883 260, 92 руб. (из которых: 244 824 руб. подлежат удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве НДФЛ), а также денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 года по 22 июня 2015 года в размере 525 201, 82 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. 12 апреля 2016 года в ОСП N 1 города Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство N 21952/16/63025-ИП на основании исполнительного листа от 27 октября 2015 года. 30 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП N 1 города Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области было установлено, что у должника ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Постановлением от 30 июня 2016 года исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю Красноперовой Н.В. без исполнения.

В связи с отсутствием у учреждения денежных средств, по мнению истицы, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения Российская Федерация в силу ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года). Трудовые отношения между Красноперовой Н.В. и ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" возникли в 2004 году и 2008 году, т.е. до 01 января 2011 года.

Кроме того, как указала истица, обязательства ответчика по выплате заработной платы за период с 2008 года по 2015 год являются текущими расходами, так как возникли после принятия решения о ликвидации учреждения и были необходимы для продолжения деятельности учреждения на этапе ликвидации и, по мнению истца, в силу п. 2 ст. 62 ГК РФ, также подлежат возложению на Российскую Федерацию.

Определением Тверского районного суда города Москвы от 19 декабря 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Решением Тверского районного суда города Москвы от 07 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований Красноперовой Н.В. - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Красноперова Н.В. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований Красноперовой Н.В. в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В силу ч. 7 ст. 63 ГК РФ, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 г.), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Федеральным законом N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года, вступившим в силу с 01 января 2011 года, указанная норма о субсидиарной ответственности исключена из закона.

Федеральным законом N 99-ФЗ от 05 мая 2014 года Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 123.22, устанавливающей субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.

Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", положения абз. шестого пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.

Судом установлено, что Красноперова Н.В. с 01 января 2008 года состояла в трудовых отношениях с ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в города Сызрани" на основании трудовых договоров N 1 от 31 декабря 2007 года, от 31 декабря 2008 года, от 31 декабря 2009 года, от 31 декабря 2010 года.

В соответствии с Приказом Федерального агентства по промышленности (Роспром) от 31 января 2005 года N 17 учреждение находится в стадии ликвидации, создана ликвидационная комиссия.

Решением Ленинского районного суда города Самары от 27 октября 2015 года по делу N 2-3773/2015 с ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" в пользу Красноперовой Н.В. взыскана задолженность по заработной плате за период с января 2008 года по январь 2015 года в размере 1 883 260 руб. 92 коп. (из которых: 244 824 руб. подлежат удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве НДФЛ), а также денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 года по 22 июня 2015 года в размере 525 201 руб. 82 коп, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

12 апреля 2016 года в ОСП N 1 города Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство N 21952/16/63025-ИП на основании исполнительного листа от 27 октября 2015 года.

30 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП N 1 города Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области было установлено, что у должника ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Постановлением от 30 июня 2016 года исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю Красноперовой Н.В. без исполнения.

Решение Ленинского районного суда города Самары от 27 октября 2015 года по делу N 2-3773/2015 до настоящего времени не исполнено в связи с отсутствием у учреждения денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Требования Красноперовой Н.В. в полном объеме включены в реестр требований к учреждению по текущим платежам.

Согласно данным из ЕГРЮЛ, учредителем ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" является Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, полномочия которого в настоящее время переданы Минпромторгу России.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года N 812 "Об утверждении положения о Министерстве промышленности науки и технологий Российской Федерации", ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" входило в перечень организаций, находящихся в ведении Минпромнауки России.

Приказом Минпромнауки России от 24 ноября 2003 года N 258 в связи с ликвидацией ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" создана ликвидационная комиссия.

Приказом Федерального агентства по промышленности от 31 января 2005 года N 17 Приказ Минпромнауки России от 24 ноября 2003 года N 258 признан утратившим силу.

Приказом Федерального агентства по промышленности от 04 апреля 2005 года N 106 утвержден состав ликвидационной комиссии ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани", председателем которой назначен Гетта В.А.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 1954-р, ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" не включено в Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минпромторга России.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" не подведомственно какому-либо государственному органу и не имеет главного распорядителя бюджетных средств.

При этом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что к спорным правоотношениям не могут быть применены положения ч. 2 ст. 62 ГК РФ, поскольку учредителем ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" является не Российская Федерация как таковая, а юридическое лицо Минпромнауки России, которое ликвидировано.

Несмотря на то, что полномочия Минпромнауки России переданы Минпромторгу России, ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" не является и никогда не являлось подведомственным Минпромторгу России.

Исходя из положений ч. 7 ст. 63 ГК РФ, при недостаточности имущества ликвидируемого учреждения требования кредиторов по обязательствам учреждения могут быть удовлетворены за счет собственника учреждения только в случаях установленной законом субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований для применения положений ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года), поскольку задолженность по заработной плате образовалась за период с января 2008 года по январь 2015 года, задолженность по компенсации за задержку выплат образовалась за период с 06 февраля 2008 года по 22 июня 2015 года, расходы на представителя образовались в 2015 году, решение Ленинского районного суда города Самары от 27 октября 2015 года по делу N 2-3773/2015, которым с ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" в пользу Красноперовой Н.В. взыскана задолженность по заработной плате за период с января 2008 года по январь 2015 года в размере 1 883 260 руб. 92 коп, а также денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 года по 22 июня 2015 года в размере 525 201 руб. 82 коп. и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб, не было представлено истицей в суд первой инстанции, а по имеющимся материалам дела, в том числе по реестру требований ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани", суду не представилось возможным установить размер задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплат по состоянию на 01 января 2011 года, с 01 января 2011 года ст. 120 ГК РФ утратила силу. Поскольку решение суда по делу N 2-3773/2025 о взыскании заработной платы в пользу истца вступило в законную силу в ноябре 2015 года, у суда первой инстанции не было оснований для применения ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.11.2011 года.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отказе Красноперовой Н.В. в удовлетворении заявленных ею исковых требований.

Проверяя довод истицы о письме Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года N 12-08-06/44036 по применению положений п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ, суд обоснованно признал его несостоятельным, поскольку правоотношения Красноперовой Н.В. и ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани" возникали из самостоятельных срочных трудовых договоров сроком действия один год, до 03.10.2011 года трудовые отношения не являлись бессрочными.

Доказательства обратного суду предоставлено не было.

Оснований для иного вывода не имеется.

Доводы кассационной жалобы не содержат данных, являющихся основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Разрешая данный спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных постановлений, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

в передаче кассационной жалобы Красноперовой Н.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 07 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Красноперовой Н.В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (третье лицо: ГУ "Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в городе Сызрани") о взыскании задолженности по заработной плате за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы, расходов на услуги представителя, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.

 

Судья Московского городского суда А.И. Клюева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.