Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Кольцовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2019 года гражданское дело N2-1368/2018 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.07.2018 по иску Выборгского городского прокурора в защиту интересов Михайловой Елены Витальевны к Комитету по здравоохранению Ленинградской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения материальной истицы - Михайловой Е.В, представителя ответчика - Челышевой Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Выборгской городской прокуратуры в интересах Михайловой Е.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата в сумме 62000 рублей.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращению Михайловой Е.В. проведена проверка исполнения Комитетом по здравоохранению Ленинградской области законодательства о здравоохранении в части обеспечения жизненно необходимыми лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Михайлова Е.В, 1988 года рождения, является инвалидом "... ". Как указал истец, Михайлова Е.В. в связи с наличием у нее заболевания " "... "" нуждается в приеме "... " лекарственным препаратом "... " (торговое наименование - "... "), раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл N2. Также указал, что потребность в терапии 40 мг 1 шприц 1 раз в две недели; на инициацию терапии необходимо 3 упаковки "... ", раствор для подкожного введения 40 мг/0,8 мл N2. 24.08.2017 врачом ГБУЗ Ленинградской области "Светогорская районная больница" А.С.С. оформлен и выдан рецепт на получение Михайловой Е.В. лекарственного препарата "... " в аптечном пункте ЛОГП "Ленфарм" со сроком действия по 22.09.2017. При обращении Михайловой Е.В. в аптечный пункт N38 ей отказано в отпуске лекарственного препарата в связи с отсутствием. Поскольку указанный лекарственный препарат является жизненно необходимым для Михайловой Е.В. последняя вынуждена приобрести его за счет собственных средств, на что затрачено 62000 рублей. 27 сентября 2018 года Михайлова Е.В. обратилась с заявлением о возмещении расходов на приобретение указанного лекарственного препарата в Комитет по здравоохранению Ленинградской области, но получила отказ в выплате компенсации. Прокурор считает, что Комитетом по здравоохранению Ленинградской области допущено нарушение конституционного права Михайловой Е.В. на социальную защиту, включая социальное обеспечение в части получения государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственным препаратом.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2018 года иск прокурора Выборгской городской прокуратуры удовлетворен. С Комитета по здравоохранению Ленинградской области в пользу Михайловой Е.В. взысканы расходы на приобретение лекарственного средства в размере 62000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет по здравоохранению Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование указывает, что судом не дана оценка расчетным данным по обеспечению Михайловой Е.В. лекарственным препаратом. По мнению ответчика Михайлова Е.В. по состоянию на 22.09.2017 была обеспечена лекарственным препаратом в соответствии с ежемесячной потребностью, в связи с чем необходимости в приобретении за счет личных денежных средств не имелось. Кроме того указывает, что Комитет являясь отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, проводит работу по организации закупок и организует обеспечение установленных федеральными законами групп населения лекарственными препаратами, но не занимается непосредственным обеспечением их лекарственными препаратами. Возложение на Комитет обязанностей по обеспечению граждан льготными лекарственными препаратами в случае их отсутствия в аптечной организации действующим законодательством не предусмотрено.
В заседание судебной коллегии процессуальный истец прокурор Выборгской городской прокуратуры Ленинградской области, третьи лица ГБУЗ Ленинградской области "Светогорская районная больница", Министерство по здравоохранению РФ, Комитет финансов Ленинградской области, ЛОГП "Ленфарм" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пунктам 10, 14 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно статьей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно пункту 53 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" рецепт на лекарственный препарат - письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
В силу пункту 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 N110, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2016 N526 установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок, условия предоставления медицинской помощи, категории доступности и качества медицинской помощи.
В приложении 4 к Территориальной программе установлен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств областного бюджета Ленинградской области, среди прочих по N16 указано заболевание - "... ", "... ".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Михайлова Е.В. является инвалидом "... ", имеет заболевание " "... "" и имеет право на получение "... " лекарственным препаратом "... " (торговое наименование - "... ").
После обращения в аптечный пункт истица не была обеспечена лекарственным средством, в связи с чем была вынуждена приобрести лекарственное средство "... " 40 мг/0,8 мл К2 за счет собственных средств 22.09.2017 стоимостью 62000 рублей, что подтверждается квитанцией от 22.09.2017 и товарным чеком SF-44955 от 22.09.2017.
Вывод суда о том, что истица была лишена бесплатного обеспечения лекарственным препаратом в необходимом количестве, поскольку указанный препарат отсутствовал в аптечном пункте, основан на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сомнений в правильности которой, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 2.1. главы 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N462 "Об утверждении Положения о Комитете по здравоохранению Ленинградской области" Комитет осуществляет полномочия Ленинградской области в сфере охраны здоровья граждан, в том числе:
Согласно подпункту 2.1.1. разработкой, утверждением и реализацией программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ленинградской области.
Согласно подпункту 2.1.5. организацией безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно подпункту 2.1.7. организацией обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
На основании пункта 2.2. Комитет осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе:
Абзац 1 подпункта 2.2.2. в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу абзаца 1 пункта 3.7. главы 3 осуществляет контроль за назначением лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, выпиской льготных рецептов отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области, а также за расходованием финансовых средств, направляемых на льготное лекарственное обеспечение.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно положениям статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и взыскал с Комитета здравоохранения Ленинградской области в пользу Михайловой Е.В. расходы на приобретение препарата "... ", поскольку Комитет здравоохранения Ленинградской области в силу вышеприведенных положений Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N462 "Об утверждении Положения о Комитете по здравоохранению Ленинградской области", осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета в целях обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в результате бездействия, допущенного Комитетом, выразившемся в необеспечении бесперебойного снабжения Михайловой Е.В. лекарственным препаратом на бесплатной основе, привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счет собственных средств, и вследствие чего истицей не реализован выписанный 24.08.2017 рецепт на приобретение лекарственного препарата бесплатно в рамках оказания государственной социальной помощи, вместе с тем данное обстоятельство не должно ограничивать право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, иное повлекло бы нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства, затраченные Михайловой Е.В. на приобретение лекарственного препарата не подлежат взысканию с Комитета, являются несостоятельными, поскольку обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Комитета здравоохранения Ленинградской области, исполнение которой, возложено на него действующим законодательством.
Руководствуясь положениями статьей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для компенсации Михайловой Е.В. морального вреда в сумме 10000 рублей, причиненного бездействием ответчика. Определенный судом к возмещению размер компенсации отвечает требованиям разумности и справедливости.
Оснований для отказа во взыскании компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана правильная оценка. Выводы, изложенные судом в решении по заявленным требованиям, достаточно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.