судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А,
судей Волковой И.А, Смирновой О.А,
при секретаре Сергеевой А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей", в интересах неопределённого круга лиц, населения Городищенского муниципального района Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании условий договора ничтожными,
по апелляционной жалобе региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей"
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 марта 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей", действующей в интересах неопределённого круга лиц, населения, проживающего на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области, к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" о признании ничтожным публичного договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов, опубликованного в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года, применении последствий недействительности ничтожной сделки, путём признания незаконным наложения обязанности на потребителей, проживающих на территории Городищенского муниципального района: Новожизненского сельского поселения, Грачёвского сельского поселения, Новонадеждинского сельского поселения, Самофаловского сельского поселения, Котлубанского сельского поселения, Россошенского сельского поселения, Краснопахаревского сельского поселения, Вертячинского сельского поселения, Песковатского сельского поселения, Карповского сельского поселения, Царицынского сельского поселения, Каменского сельского поселения, Орловского сельского поселения, по оплате услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги, признании условий публичной оферты - договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов, опубликованных в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года в части "Потребитель - гражданин, проживающий на территории Городищенского муниципального района" ничтожными, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А, выслушав объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" Лепнуховой Л.А. и Горбунова Б.Б, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Региональная общественная организация "Волгоградский союз потребителей" обратилась в суд с иском, в интересах неопределённого круга лиц, населения Городищенского муниципального района Волгоградской области к ООО "Коммунальное хозяйство" о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании условий договора ничтожными.
В обоснование требований указала, что 18 апреля 2017 года в газете "Междуречье" ООО "Коммунальное хозяйство" опубликовало "публичную оферту - о заключении договора о предоставлении услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов населению, проживающему на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области: Новожизненского сельского поселения, Грачёвского сельского поселения, Новонадеждинского сельского поселения, Самофаловского сельского поселения, Котлубанского сельского поселения, Россошенского сельского поселения, Краснопахаревского сельского поселения, Вертячинского сельского поселения, Песковатского сельского поселения, Карповского сельского поселения, Царицынского сельского поселения, Каменского сельского поселения, Орловского сельского поселения".
Указывает, что условия вышеприведённого договора противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону "О защите прав потребителя", "Правилам предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов", утверждённым Постановлением Правительства РФ N 155 от 10 февраля 1997 года.
Полагает, что оспариваемый договор не содержит признаков публичности. Большинство жителей муницпального образования не совершали конклюдентных действий по выполнению указанных в оферте условий договора. Отсутствие акцепта не является согласием с условиями предлагаемого договора, молчание не может считаться акцептом. Заключение договора предполагает наличие согласия обеих сторон. Условия публичного договора публикуются в СМИ, и договор считается заключенным с момента, когда вторая сторона на него откликнется. Если по каким-либо причинам собственник дома не соглашается с условиями договора, он вправе не оплачивать счета, автоматически договор будет считаться незаключенным. Принудить гражданина к заключению договора организация не имеет права. Указывает, что ООО "Коммунальное хозяйство" не заключены персональные соглашения с большинством жителей частного сектора, в связи с чем, ответчик не вправе требовать оплаты услуг на предоставление которых согласие жителей муниципального образования не получено.
Ответчик при оказании услуг жителям муниципального образования, выдаёт лишь квитанцию об оплате услуг, которая является финансовым документом и не может расцениваться как заказ на услуги. При этом жители лишены возможности расторгнуть договор и заключить договор с другой организацией, то есть, вынуждены в обязательном порядке оплачивать услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов. Полагает, что в связи с отсутствием договорных отношений никаких обязанностей граждан по оплате услуг не возникает.
С учётом уточнённых исковых требований, истец просил суд признать ничтожным публичный договор на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов, опубликованный в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года, применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконным наложение обязанности на потребителей, проживающих на территории Городищенского муниципального района: Новожизненского сельского поселения, Грачёвского сельского поселения, Новонадеждинского сельского поселения, Самофаловского сельского поселения, Котлубанского сельского поселения, Россошенского сельского поселения, Краснопахаревского сельского поселения, Вертячинского сельского поселения, Песковатского сельского поселения, Карповского сельского поселения, Царицынского сельского поселения, Каменского сельского поселения, Орловского сельского поселения, по оплате услуг по вывозу ТКО при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги; признать условия публичной оферты - договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов, опубликованные в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года в части "Потребитель - гражданин, проживающий на территории Городищенского муниципального района" ничтожными.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе региональная общественная организация "Волгоградский союз потребителей" оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами включена законодателем в состав платы за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями статей 3 и 7 Закона б охране окружающей среды определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Коммунальное хозяйство", осуществляющее услуги по сбору и вывозу (транспортированию) твёрдых коммунальных отходов от контейнерных площадок и бестарным способом от многоквартирных домов и частных домовладений до лицензированных полигонов, опубликовало в газете "Междуречье" от 18 апреля 2017 года договор публичной оферты о предоставлении услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов населению, проживающему на территории Городищенского муниципального района: Новожизненского сельского поселения, Грачёвского сельского поселения, Новонадеждинского сельского поселения, Самофаловского сельского поселения, Котлубанского сельского поселения, Россошенского сельского поселения, Краснопахаревского сельского поселения, Вертячинского сельского поселения, Песковатского сельского поселения, Карповского сельского поселения, Царицынского сельского поселения, Каменского сельского поселения, Орловского сельского поселения.
В соответствием с постановлением администрации Россошенского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области N 122 от 03 декабря 2014 года в целях организации сбора, вывоза и размещения твёрдых бытовых отходов рекомендовано организовать вывоз твёрдых бытовых отходов с территории п. Степной на полигон для их размещения силами и средствами специализированного предприятия - ООО "Коммунальное хозяйство", имеющего лицензию для выполнения данного вида услуг, а также рекомендовано собственникам помещений многоквартирных домов, частных домовладений, руководителем предприятий и организаций заключить договора на вывоз твёрдых бытовых отходов с указанным предприятием.
Согласно справке N 8 от 12 января 2017 года, выданной администрацией Россошенского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области вывоз твёрдых бытовых отходов от частных домовладений, многоквартирных домов, предприятий и организаций осуществляет ООО "Коммунальное хозяйство" в п. Степной с 01 января 2015 года и по настоящее время, в с. Россошка - с 01 мая 2016 года и по настоящее время.
Согласно пункту 7 Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путём составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте её нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Инициируя иск, истец сослался на отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание рассматриваемых услуг потребителям.
Вместе с тем, из содержания пункта 7 Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов следует, что документом, свидетельствующим о заключении такого договора, может быть как договор, так и квитанция, талон, и иной документ.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора применимы правила статьи 426 Гражданского кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) о публичном договоре.
Пункт 1 статьи 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта).
В статье 438 ГК РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с требованиями закона публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
В соответствии со статьёй 166 ГК РФ сделка считается недействительной по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Разрешая исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания оспариваемого договора ничтожным не имеется, поскольку истец не представил доказательства, подтверждающие то, что жителями территории Городищенского муниципального образования заключены договоры на осуществление вывоза твёрдых коммунальных отходов с третьим лицом, либо что они не пользуются контейнерными площадками, с которых ООО "Коммунальное хозяйство" осуществляет вывоз твёрдых коммунальных отходов, равно как и не представлено доказательств того, что жители Городищенского муниципального района Волгоградской области обращались к ответчику с требованием изменить условия публичного договора или с требованиями об отказе от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, перерасчёте указанных в квитанциях сумм в связи с фактической оплатой услуг другому исполнителю.
Также судом указано, что заключение договора путём выставления квитанций, содержащих все необходимые реквизиты, допускается Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов. Более того, в силу пункта 16 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155 потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов.
В связи с вышеизложенным, поскольку фактически ООО "Коммунальное хозяйство" оказывало услуги и несло расходы по обслуживанию домовладений (что сторонами не оспаривалось), а собственники жилых домов принимали услуги, то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу пункта 3 статьи438ГК РФ, согласно которому совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Учитывая, что факт осуществления ООО "Коммунальное хозяйство" вывоза твёрдых бытовых отходов нашёл своё подтверждение, вывоз бытовых отходов производится в соответствии с вышеприведёнными правовым нормами, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований истца о признании ничтожным договора публичной оферты о предоставлении услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов населению, проживающему на территории Городищенского муниципального района, опубликованного в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года, применении последствий недействительности ничтожной сделки, путём признания незаконным наложения обязанности на потребителей, проживающих на территории Городищенского муниципального района: Новожизненского сельского поселения, Грачёвского сельского поселения, Новонадеждинского сельского поселения, Самофаловского сельского поселения, Котлубанского сельского поселения, Россошенского сельского поселения, Краснопахаревского сельского поселения, Вертячинского сельского поселения, Песковатского сельского поселения, Карповского сельского поселения, Царицынского сельского поселения, Каменского сельского поселения, Орловского сельского поселения, по оплате услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов при отсутствии договора на оказание этой услуги или заказа этой услуги, признании условий публичной оферты - договора на оказание услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов, опубликованных в газете "Междуречье" 18 апреля 2017 года в части "Потребитель - гражданин, проживающий на территории Городищенского муниципального района" ничтожными, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы в полном объёме аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.