Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным действие (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечении Волковой Татьяны Александровны лекарственным препаратом мацитентан (опсамит) в необходимом объеме.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Волкову Татьяну Александровну лекарственным препаратом мацитентан (опсамит) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены препарата лечащим врачом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства финансов Республики Татарстан Яруллиной Э.Р. и представителя государственного автономного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница N18" города Казани Шафеевой К.Х, полагавших решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению, и объяснения представителя прокурора Советского района г.Казани Республики Татарстан Халиковой Л.Г, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г.Казани в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился в суд в интересах Волковой Т.А. с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении ее жизненно необходимыми лекарственными препаратами. Заявленные требования мотивированы следующим.
Волкова Т.А. является инвалидом второй группы с детства, после проведенных в 1969 году, 1978 году операций ей установлен диагноз: идиопатическая легочная артериальная гипертензия. В мае 2013 года ее состояние стало ухудшаться. Волкова Т.А. неоднократно проходила лечение в федеральном центре кардиологического профиля. По результатам проведенных исследований ей рекомендован к применению препарат Мацитентан (Опсамит) по жизненным показаниям, который отмене и замене не подлежит.
Волкова Т.А. неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее указанным препаратом, на что получила отказ со ссылкой на то, что препарат Опсамит не включен в перечень лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N2724-р от 26 декабря 2015 года.
Прокурор просил признать отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении Волковой Т.А. жизненно необходимыми лекарственными препаратами незаконным и обязать административного ответчика организовать ее обеспечение препаратом Мацитентан (Опсамит) в соответствии с медицинскими назначениями до отмены терапии лечащим врачом.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Министерством здравоохранения Республики Татарстан подана апелляционная жалоба на указанное решение от 22 марта 2019 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска. Указывается что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации с указанием средних суточных и курсовых доз, определенный Стандартом первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N1446н, лечение лекарственным препаратом Мацитентан (Опсамит) не предусматривает.
Прокуратура Советского районного г.Казани Республики Татарстан представила в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Волкова Т.А. в суд не явилась. Государственное автономное учреждение здравоохранения "Межрегиональный клинико-диагностический центр" своего представителя в суд не направило.
В силу части 1 статьи 150 КАС РФ суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие указанных участников процесса.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Пункты 2 и 4 части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяют, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в частности медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункты 1 и 2 части 14 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" утверждены Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента и Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - Перечень).
Пунктом 23 указанного Перечня легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) I27.0 отнесена к орфанным заболеваниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Разделами V обеих Программ определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела видно, что Волкова Т.А. является инвалидом второй группы с детства, ей установлен диагноз: в том числе идиопатическая легочная артериальная гипертензия.
В период с июня 2014 года по сентябрь 2018 года она была в плановом порядке неоднократно госпитализирована в федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ им.А.Н.Бакулева" Минздрава России).
Из выписного эпикриза ФГБУ "НМИЦ им.А.Н.Бакулева" Минздрава России от 26 сентября 2018 года следует, что заключением врачебного консилиума отделения хирургического лечения заболеваний сердца с прогрессирующей легочной гипертензией в составе заведующего ОЛГ профессора Горбачевского С.В, заместителя заведующего ОЛГ Гренадерова М.А. и лечащего врача Айбазова Р.А. Волковой Т.А. назначен к применению препарат мацитентан (опсамит) взамен препарата амбризентан (волибрис) ввиду низкого терапевтического эффекта принимаемых препаратов с указанием на применение препарата амбризентан (волибрис) до получения препарата мацитентан (опсамит). Указанные лекарственные препараты и ранее назначенный препарат силденафил (ревацио) назначены по жизненным показаниям для постоянного приема, отмене и замене не подлежат.
Письмом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года N09-02-6096 на обращение Волковой Т.А. от 19 июня 2018 года по вопросу льготного обеспечения ее лекарственным препаратом мацитентан (опсамит) дан ответ о том, что указанный лекарственный препарат не включен в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года N2323-р, и вопрос организации лечения и замены лекарственного препарат волибрис (амбризентан) на лекарственный препарат мацитентан (опсамит) будет рассмотрен при выделении дополнительных средств.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года N2323-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утратило силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N2738-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Лекарственный препарат мацитентан (опсамит) включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный указанным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2018 года N2738-р.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Волкова Т.А. нуждается в спорных лекарственных препаратах по жизненным показаниям, имеет право на бесплатное обеспечение препаратом мацитентан (опсамит), и с учетом данного обстоятельства путем принятия решения от 22 марта 2019 года, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N1446н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии (далее - Стандарт).
В отношении заболевания Волковой Т.А. в Стандарте препарат мацитентан (опсамит) не поименован, что в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Решением врачебной комиссии государственного автономного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница N18" от 5 марта 2019 года N395 по месту жительства Волковой Т.А. назначен лекарственный препарат мацитентан по жизненным показаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года N1052 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, согласно пункту 4.4 которого министерство обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленных административного искового заявления.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии решения врачебной комиссии о назначении административному истцу указанного препарата опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами и отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 22 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.