Пояснительная записка к проекту федерального закона N 96062505-2 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96062505-2 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"


Концепция проекта федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает переход от существующей системы социальной защиты работников. основанной на принципах прямого индивидуального возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников, к системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предусматриваемый переход на новую систему обязательного социального страхования затрагивает интересы около 0.8 миллиона граждан Российской Федерации - нынешних получателей возмещения вреда. Ежегодная численность работников. пострадавших от трудовых увечий и профессиональных заболеваний, - около 0,3 миллиона. из них более 20 тысяч случаев со смертельным исходом, либо с последующим установлением потерпевшим инвалидности.

Законопроект подготовлен с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе положений законопроекта того же названия. ранее внесенного на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы Правительством Российской Федерации, а также замечаний и предложений субъектов законодательной инициативы. поступивших в комитет по итогам рассмотрения законопроекта. подготовленного Правительством Российской Федерации.


1. Цель и задачи принятия законопроекта


Закон имеет целью обеспечение социальной защиты лиц, пострадавших от несчастных случаях на производстве или в результате профессиональных заболеваний, экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в улучшении условий и охраны труда, а также предусматривает проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма в виде проведения обязательного обучения работников безопасным приемам труда и финансовых рычагов воздействия на работодателя дифференцированием страховых взносов и надбавками к ним.

Законопроект предусматривает:

гарантии выполнения обязательств по настоящему Федеральному закону в части социальной защиты пострадавших на производстве, независимо от финансового положения работодателя;

обязательность уплаты работодателями страховых взносов;

дифференцирование страховых платежей на обязательное социальное страхование, исходя из уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний конкретного предприятия (организации);

обеспечение государством защиты прав застрахованных лиц в области обязательного социального страхования;

обучение в специальных учебных учреждениях безопасным приемам труда застрахованных, а также лиц, которым поручена организация работы по охране труда и профилактике производственного травматизма.


2. Общая характеристика и основные положения законопроекта


Проект федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регулирует взаимоотношения пострадавших на производстве, работодателей и посредника между ними - страховщика по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.

Законопроект содержит правовые, экономические и организационные основы социальной защиты работающих, а также меры по сокращению производственного травматизма. В нем впервые на законодательном уровне наряду с гражданскими правопритязаниями работника к предпринимателю в случае получения трудового увечья или профессионального заболевания вводится более совершенный механизм социального страхования. Законопроект снимает противоречия и споры между работником и работодателем по вопросам возмещении вреда, причиненного здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей. чего не исключает действующее законодательство.

Основные положения законопроекта проработаны с точки зрения сохранения действующих размеров выплат. Впервые в отечественной практике предусматривается механизм экономической заинтересованности работодателей, основанный на дифференцировании страховых тарифов в зависимости от фактических затрат. связанных с возмещением вреда, состоянии условий труда и уровня травматизма и профессиональной заболеваемости.

В целях обеспечения права всех заинтересованных лиц на оказание медицинской помощи, получение медицинской, социальной, профессиональной реабилитации и страховых выплат, а также исходя из некоммерческого характера данного вида социального страхования предусматривается в качестве страховщика использовать Фонд социального страхования Российской Федерации. В пользу такого решения свидетельствует наличие у Фонда разветвленной структуры на региональном и отраслевом уровне, наличие базы данных о возможных страхователях, материальная и техническая обеспеченность.

Средства на обеспечение страхования, предусмотренного законопроектом, формируются в основном за счет страховых взносов работодателей, величина которых зависит от страховых тарифов, дифференцированных по отраслям (подотраслям) экономики и видам деятельности и устанавливаемых ежегодно отдельным федеральным законом.


3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования
и место законопроекта в системе действующего законодательства


Законопроект дополняет действующую систему государственного социального страхования и устанавливает законодательную основу для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Принятие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" потребует отмены Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1). Одновременно потребуется внести изменения и дополнения в следующие законы и нормативные правовые акты:

- Кодекс законов о труде Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране труда;

- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

Для реализации некоторых положений законопроекта потребуется разработка и принятие следующих законодательных и нормативных актов:

- федеральный закон, устанавливающий тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- постановление Правительства Российской Федерации "Порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учреждениями медико-социальной экспертизы";

- постановление Правительства Российской Федерации "Особенности обязательного социального страхования граждан Российской Федерации, направленных в установленном порядке на работу по найму за рубежом";

- постановление Правительства Российской Федерации "Порядок и предельные нормы оплаты страховщиком расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- постановление Правительства Российской Федерации "О назначении. исчислении и осуществлении страховых выплат";

- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также установления надбавок и скидок к страховым взносам;

- постановление Правительства Российской Федерации "Порядок расчета сумм, подлежащих капитализации на возмещение вреда пострадавшим в случае ликвидации (консервации) предприятия (организации)";

- постановление Правительства Российской Федерации "О статистической отчетности работодателей о производственном травматизме, профзаболеваниях и связанных с ними материальных затратах".


4. Финансово-экономическое обоснование


В целом затраты на данный вид государственного социального страхования не будут превышать затраты на выплаты в возмещение вреда по действующему законодательству.

Административно-хозяйственные расходы на осуществление этого вида страхования должны будут составить около 5 процентов от страховых сумм.

Средства от применения санкций к нарушителям могут быть направлены на проведение предупредительных мер по снижению и предотвращению производственного травматизма.


5. Ожидаемые социально-экономические последствия
принятия законопроекта


Принятие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний", создающего основу для социальных гарантий работающим, будет способствовать обеспечению гарантированной социальной защиты трудящихся, уменьшению тяжести социально-экономических последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение