• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА ФЗ

Обоснование
необходимости принятия Федерального закона
"О государственной поддержке высокотехнологического
промышленного комплекса Российской Федерации"
(прежнее наименование - "О государственной поддержке
приоритетных направлений образования, науки и
промышленности, обеспечивающих защиту
национальных интересов Российской Федерации")


В настоящее время приоритетные направления промышленности России включают более двух тысяч организаций с количеством работающих в них 4,5 млн.человек, то есть с учетом членов их семей проблемы этих отраслей затрагивают интересы почти 10 процентов населения России. Указанные организации расположены на территории большинства субъектов Российской Федерации, а некоторые районы РФ и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от их работы, так как в них практически отсутствуют другие сферы приложения труда.

Исторически сложилось, что за годы существования СССР, обороннопромышленный комплекс развивался приоритетно по сравнению с гражданским сектором экономики. Это позволило оснастить оборонные заводы, НИИ и КБ новейшим высокопроизводительным научным и промышленным оборудованием, внедрить и освоить перспективные технологии. Следует отметить, что при распаде СССР к России отошло около 75 процентов предприятий и организаций ВПК.

Ныне роль и значение ВПК определяются не только его основным целевым предназначением - создание вооружения и военной техники (ВВТ) и оснащение ими Вооруженных Сил, но и определяющей ролью в развитии телевидения, радиовещания, средств связи, оптического приборостроения, электронной техники и ряда других важнейших областей, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие страны в целом и во многом определяющих общий промышленно-технологический уровень России, ее статус среди промышленно развитых государств мира.

Поэтому, от того, в какое русло будет повернут ВПК зависит не только оборонное, но и, в немалой степени, экономическое могущество России.

Вместе с тем продолжается сокращение производства. Как и прежде задерживается выделение предприятиям средств, предусмотренных федеральным бюджетом. По итогам 6 месяцев выделено только 9,9% на оборонные НИОКР и 15,7% - на закупку ВВТ от общих объемов, предусмотренных федеральным бюджетом на 1996 год. Не ликвидирована задолженность федерального бюджета за изготовленные и поставленные в 1995 году вооружение и военную технику, выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по государственному оборонному заказу.

Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" в полном объеме не выполняется. Финансирование конверсионных программ неудовлетворительное.

Уровень оплаты труда работников ОПК существенно ниже среднего по Российской Федерации. Сложилось напряженное положение дел с обеспечением работой высвобожденных работников. Все это создает реальную основу социальной нестабильности и порождает многочисленные жалобы и обращения трудовых коллективов и профсоюзов в государственные органы.

До настоящего времени не утверждена программа вооружения и военной техники на период до 2005 года. Не решаются проблемы финансирования передаваемых с балансов предприятий органам местного самоуправления объектов соцкультбыта, а также проблемы содержания мобилизационных мощностей.

Конверсия российского оборонно-промышленного комплекса имеет целью его эффективное преобразование в высокоразвитые современные производства гражданской продукции, конкурентной на мировых рынках. Поэтому в постановлении Государственной Думы "О критическом положении дел на предприятиях военно-промышленного комплекса" от 14 июля 1995 года отмечена необходимость принятия в первоочередном порядке пакета федеральных законов для создания правовой основы деятельности этого комплекса. Среди них закон "О государственной поддержке приоритетных направлений образования, науки, промышленности, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации".

Проект такого закона содержит 7 глав, объединяющих 31 статью. В первой главе раскрываются основные термины и понятия, которые позволяют достаточно точно и конкретно выразить, в том числе и с помощью правовых характеристик, существо необходимой государственной поддержки указанных направлений. При этом под национальными интересами понимается совокупность ценностей, определяемых конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью государства.

К приоритетным сферам защиты национальных интересов страны относятся функциональные направления деятельности, непосредственно связанные с созданием базовых технологий, с исследованиями, разработкой и производством вооружения и военной техники, продукции двойного назначения и высокотехнологические отрасли гражданской промышленности. К приоритетным относятся также научно-исследовательские, проектные, производственные организации и предприятия, высшие учебные заведения, независимо от их организационно-правовой формы собственности, обеспечивающие реализацию федеральных программ в указанных направлениях. Перечень приоритетных направлений, организаций и предприятий должен ежегодно определяться Правительством Российской Федерации.

В проекте закона сформулированы основные принципы государственной политики поддержки. К ним относятся: опережающее развитие приоритетных направлений образования, науки, промышленности; государственный протекционизм, обеспечивающий благоприятные условия их развития; обеспечение социальной комфортности и престижности профессиональной деятельности работникам; использование комплексного программно-целевого планирования развития приоритетных направлений.

В проекте закона заложены принципы, позволяющие обеспечить открытость и гласность информации о приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, что позволит гражданам, юридическим лицам и средствам массовой информации запрашивать и получать информацию о положении дел в них. Раскрываются полномочия органов государственной власти, определяются полномочия президента, Федерального собрания, правительства, субъектов Российской Федерации в указанной сфере. Раскрываются также задачи Совета по координации деятельности организации и предприятий приоритетных направлений образования, науки, промышленности (Оборонно-промышленного совета), статус которого определяет Президент Российской Федерации.

Следует отметить, что в других странах, например, в США, создан и действует подобный совет, включающий первых должностных лиц государства, который позволяет оперативно готовить президенту страны рекомендации о путях эффективной защиты национальных интересов.

В проекте закона изложено содержание экономических мер поддержки приоритетных направлений и организаций. Эти меры предусматривают: введение защищенных статей расходов федерального бюджета, по которым финансируются программы, отвечающие целям закона; выделение беспроцентных кредитов под утвержденные объемы бюджетного финансирования; льготы исполнителям федеральных программ; установление работникам организаций-исполнителей на период выполнения работ заработной платы не ниже среднего уровня по Российской Федерации; введение реестра уникальных объектов, научных и промышленных установок, являющихся национальным достоянием, с целью введения государственного надзора за их использованием, сохранностью и развитием; компенсацию издержек организаций и предприятий на содержание объектов мобилизационного назначения, мобилизационных мощностей, запасов и другого имущества.

В проекте закона сформулированы положения о способах и механизме социальной защиты работников организаций, действующих в приоритетных направлениях образования, науки, промышленности. Закрепляются формы и методы, включая экономические и организационно-правовые, защиты интеллектуального потенциала. Они предусматривают разработку и реализацию программ подготовки кадров, государственную поддержку высших учебных заведений, играющих определяющую роль в подготовке специалистов для высокотехнологичных производств.

В целях ускорения разработки и освоения технологий высокого уровня и технологий двойного назначения (для производства продукции гражданского и военного назначения), широкого использования их в гражданском секторе экономики предусматривается формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей возможность создания и эффективного функционирования центров интеграции образования, науки и промышленности.

Завершают проект закона статьи о системе, которые необходимо принять для реализации его положений. В частности, предусматривается создание положения об ответственных руководителях федеральных программ, что позволит повысить эффективность их выполнения, ввести персональную ответственность за расходование средств, выделяемых из государственного бюджета.

Проект закона рассматривался всеми субъектами Российской Федерации, органами исполнительной власти, заинтересованными ведомствами.

Указанный законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думой в первом чтении 16 октября 1996 года, однако по инициативе Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике был отозван для внесения предложений некоторых комитетов Госдумы. После доработки в законопроект внесены уточнения редакционно-стилистического характера, не меняющих концепцию закона, а также было изменено его наименование.

По результатам такого рассмотрения концептуальных возражений не поступило. Замечания и предложения по отдельным статьям учтены в проекте закона.

Принятие предлагаемого закона позволит в корне изменить сложившуюся негативную ситуацию в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.